Поддержка и взаимопомощь

Тюремное служение. Введение.

Этой статьей мы начинаем публикацию серии материалов, посвященных Тюремному служению. В ближайшее время в этом разделе мы разместим много подобных статей, помогающих обратить внимание на существующие проблемы в этой области. Программа Тюремного Служения в Московской Церкви Христа существует более 4-х лет. За это время добровольными участниками Программы была проведена большая работа по изучению и анализу доступной информации о деятельности христианских миссий и тюремных служений протестантских и православных церквей в исправительных учреждениях, как в России, так и за рубежом, накоплен собственный практический опыт христианского служения, осуществляемого в системе исполнения наказаний.

Мы не только используем опыт и полезную информацию, предоставляемую нашими коллегами по служению, но также самостоятельно разрабатываем и адаптируем под современные реалии ряд методических пособий, способных оказать практическую пользу, как при ведении переписки, так и при посещении заключенных в исправительных учреждениях. Но это не всё, чем занимается Программа Тюремного Служения.

Так уж складывается, что деятельность Программы охватывает не только взаимоотношения с лицами, заключенными под стражей в исправительных учреждениях, и представителями администрации этих самых учреждений, но также и общение с лицами, пострадавшими от преступников, и с родственниками правонарушителей, отбывающих наказание в учреждениях системы исполнения наказаний. И тем, и другим, и третьим, и всем нам, в той или иной степени касающихся этой темы, нужна не только информационная поддержка и консультирование по огромному ряду вопросов. Чаще и более всего прочего, бывает просто необходимо понимание, сочувствие, утешение, наставление в праведности, достоверная информация о законности действий, ответ на вопрос "что делать?", доброе слово…

Это может коснуться каждого. Сегодня вы можете быть случайным сторонним наблюдателем, а завтра оказаться непосредственным участником событий. Нет, я надеюсь, не преступником и не жертвой преступления, но тем человеком, от которого окружающие люди будут ожидать реальной помощи в сложившийся ситуации, мимо которой вы, как христианин, просто не сможете пройти. Как поступите вы? Сможете ли помочь и если сможете, то чем? Оказываемая вами помощь будет ли являться действительно помощью или еще больше усугубит собою и без того нелегкую ситуацию? Это не пройдет стороной, в той или иной мере это касается каждого, пока мы живем в этом мире.

Для наглядности приведу статистику по ведению переписки с заключенными. На абонентскую ячейку Программы Тюремного Служения в отделении почтовой связи Жуковский-1 мы получили:

в 2007 году – 84 письма

в 2008 году – 124 письма

в 2009 году – 167 писем

в 2010 году – 154 письма

что в итоге составляет 529 писем за 4 года аренды ячейки, при том, что за все это время в переписке участвовало всего 11 добровольцев, и только шестеро из них на постоянной основе на протяжении более трех лет. Из 54 человек, с кем в свое время велась или ведется переписка, с использованием почтовой абонентской ячейки, в настоящее время:

• Некоторые уже освободились, но продолжают с нами общение;

• почти каждый заключенный получил в бандероли или посылке Библию и литературу духовного содержания, некоторым из них были пересланы фильмы на DVD с экранизацией библейских сюжетов и христианской тематикой, переданные нам для рассылки Фондом "Ученик", издательством "Триада" или частными жертвователями;

• выслано более 4000 почтовых конвертов и поздравительных открыток, для возможности заключенным восстановить взаимоотношения со своими родственниками;

• 13 человек, осужденных на пожизненное лишение свободы. Это те, кто уже никогда не выйдут на волю, и переписка для них – это сама Жизнь (в буквальном смысле слова);

• две матери, проживающие в Украине, чьи дети отбывают наказание в тюрьме;

• Тюремные служители из Финляндии, Канады и США (один из которых, не смотря на то, что сам отбывает пожизненный срок лишения свободы, ведет христианское служение, в котором лично переписывается с более чем 200 человек, заключенными в других тюрьмах, призывая их к покаянию и спасительной вере во Христа Иисуса);

• и, что, пожалуй, будет особенно интересно, в переписке участвуют два наших брата, которые по освобождению из заключения намереваются восстанавливаться в Церкви. Иногда удается навещать братьев и на свидании поговорить с ними лицом к лицу.

Так уже в январе текущего года пастор Игорь Курочкин, в своей миссионерской поездке на Урал, совместно с лидером Церкви Христа в г. Пермь Романом Макляевым посетили одного из них в исправительном учреждении города Соликамск, Пермского края. Повторюсь, что это статистическая информация только по абонентскому ящику в Москве, но есть еще служители в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Кургане, где наши братья и сестры ведут духовное общение, осуществляют переписку и посещают в тюрьмах своих друзей, родственников, сыновей и наших братьев, ранее ушедших из Церкви.

На сегодняшний день мы не только научились вести духовное общение с заключенными. Мы научились общаться с правоохранительными органами и административными структурами. Мы научились помогать родственникам людей, заключенных под стражей. Мы не только научились подбирать слова утешения и поддержки. Мы научились выделять главное и расставлять правильные приоритеты. Мы научились находить решения на многие вопросы в этом непростом деле и предпринимать реальные действия в оказании практической помощи. Ситуации могут быть различными, и обстоятельства могут складываться по-разному, и в каждом отдельном случае они будут сугубо индивидуальными и редко повторимыми, но, не смотря на это, существует много идентичных и схожих друг другу вопросов и проблем, решение на которые уже найдены и используются нами в служении.

Этим мы и хотим поделиться с вами, что бы и вы были приготовлены надлежащим образом, и смогли применить свои знания, когда это потребуется. Вот лишь несколько характерных и часто встречающихся ситуаций, в которых мы уже знаем о том, как нам следует поступать правильно и как ответить на возникающие вопросы:

Ваш друг, приятель или наш брат, покинувший Церковь, находится под арестом в следственном изоляторе или отбывает наказание в исправительном учреждении. Он пишет, что раскаивается в содеянном зле и хочет встретиться поговорить, ему нужно исповедаться, но рядом нет никого, с кем можно было бы поговорить об этом, ему необходима духовная и материальная поддержка. Ему нужна ваша дружба и ваше сочувствие, он осознал свою потребность в Господе и ему нужен тот, кто помог бы ему восстановить утраченные отношения с Богом, возродить убеждения и веру во Христа Спасителя… но у вас нет никакого основания для того, чтобы администрация учреждения разрешила вам провести эту встречу. Что делать?

• Как организовать вашу встречу, служителя или пастора Церкви, с раскаявшимся братом?

• Где и какие документы надо оформить, чтобы получить разрешение на свидание?

• Какие подобрать слова для обличения, для утешения и для назидания в вере?

• Как объяснить вашему другу что, возможно, Господь сохранил ему жизнь и спас, заключив под стражей на какое-то время, чтобы дать время для осмысления жизни и поступков?

• Как поддерживать в нем веру и убеждения на всем сроке заключения?

Можно понять мать, у которой сын находится в тюрьме или в следственном изоляторе. Надо хотя бы раз постоять в этой жуткой очереди, чтобы совершить передачу самых необходимых вещей и немного продуктов питания. Вас когда-нибудь называли "Матерью преступника?"Ни приведи Бог кому-либо испытать на себе такой позор и унижение…Сын позвонил из тюрьмы, попросил что-то там передать для сокамерника. Потом кто-то позвонил в дверь и принес пакет с килограммом развесного чая. Казалось бы, доброе дело делается. Но при досмотре именно в этом пакете среди чая обнаружили наркотики. Против женщины может быть возбуждено уголовное дело.

• Что можно, а чего нельзя?

• Как собрать передачу или посылку, какие продукты купить?

• Есть ли граница у Добра и где эта черта? Кому доверять?

• Можно ли выслать сыну сигареты, если он курит, а мы говорим о том, что это грех?

• Как сохранить веру в Бога, не усомниться в Его милости и любви?

• Чем отереть материнские слезы?

И, пожалуй, еще один характерный пример. Сначала сын совершил преступление. Мама наняла адвоката и заплатила ему за защиту в суде. Затем сын, находясь в тюрьме, проиграл в карты много денег, придумал какую-то нелепую чудо-историю, и мама опять заплатила немало денег. Потом представилась "редкая" возможность заплатить за то, чтобы сына в "зону" далеко от Москвы не отправляли, а разместили где-нибудь поближе. Мать опять заплатила, но сына увезли на "край географии". Сын отбывает наказание, мать сдает квартиру и работает на двух-трех работах, чтобы собирать сыну ежемесячные посылки и съездить к нему на свидание раз в полгода. Это в лучшем случае, но бывают и еще худшие ситуации.

• Нужно ли искать возможность передавать в тюрьму наличные деньги? Зачем?

• Давать ли взятку, кому и сколько? Или всё же это обман?

• За что платить адвокату? Что входит в его компетенцию?

• Что может оправдать противоправное действие?

• Нужно ли идти на поводу у своего "ребенка", точнее преступника?

• Что действительно послужит ему на пользу, а что принесет непоправимый вред?

• Когда и из чего извлекать уроки?

Существует еще масса вопросов, на которые люди, попавшие в подобные ситуации, ищут ответы. Они ищут понимания со стороны близких людей, ищут помощи и совета, а еще ищут утешения и поддержки. И некоторые советы порой просто откровенно удивляют. Некоторые вопросы – жизненно важные, а цена некоторых советов – жизнь. Жизнь человека, его настоящее и будущее. Человек, попадая в заключение, становится частью Тюремной субкультуры. На него оказывается влияние и давление со стороны преступного сообщества 24 часа в сутки, семь дней в неделю, то есть постоянно. Воровская идея – это не просто благородные понятия или хорошие и правильные принципы жизни, это религия, охватывающая практически все стороны человеческого бытия. Это особое мировоззрение со своими понятиями о справедливости и чести, правде и истине, добре и зле, о власти, о дружбе, о способах выживания. И противостоять этой идеологической машине в одиночку весьма сложно. Для этого требуется, как говориться, присутствие и сила Духа. И еще.

В настоящее время в России активно проводится реформа системы исполнения наказаний, в ней затрагивается большое количество вопросов и аспектов и она, как ожидается, принесет много положительных результатов. По окончании реформы системы исполнения наказаний количество лиц, находящихся под стражей в исправительных учреждениях, существенно сократится, почти вдвое. Это значит, что примерно полмиллиона человек, преступивших черту законности и признанных "социально не опасными", будут содержаться под домашним арестом, рядом с вами и вашими близкими, в одном доме, на одной лестничной клетке, возможно даже, в одной квартире. Не зависимо от нашего желания (или не желания) нам предстоит встречаться в подъездах, на улицах, в магазинах, в больницах и других учреждениях с людьми, у которых после суда и вынесенного им приговора обычно происходит серьезное переосмысление всей своей прошлой жизни и может возникать масса вопросов о будущем.

Нам нужно быть готовыми к общению с этими людьми. Нам, христианам, надо будет не только уметь рассказать о своем вероисповедании и уповании на Господа Иисуса Христа, но и дать ответ на множество вопросов, касающихся не только теоретического богословия и познаний в области религиоведения, но и из области практической социальной жизни с её морально-нравственными устоями и проблемами жизнеобеспечения. Апостол Павел пишет в 1-м послании Коринфянам, 14:20:

"Братья! Не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте невинны, как младенцы, а по уму будьте взрослыми "(Современный перевод).

К тому же, Божье Слово устами пророка Малахии говорит, что "язык священника хранит знание, и в его речах люди ищут наставления, ведь священник – посланец Господа Сил "(Малахия, 2:7, тот же перевод).

Нам нельзя идти на поводу у мирского мировоззрения, нельзя позволять миру нас обманывать, нами управлять, нами манипулировать. Нам надлежит помнить о том, что мы являемся священниками Бога Живого, и нам надо быть более ответственными в том, о чем мы говорим и какие советы даем людям. Существует масса положительных примеров в том, какие поступки совершаются нашими братьями и сестрами в домашних церквях по оказанию помощи людям, попавшим в подобные затруднительные положения. Нам есть о чем рассказать, у нас есть богатый опыт служения, и мы готовы им поделиться с вами. В данном случае более чем актуально звучат слова Иисуса Христа о том, что "жатвы много, а работников мало" (от Матфея, 9:37). Приходите, будем работать на этой "ниве" и служить Богу совместно.

 

Автор: Сергей Мажурин, координатор Программы Тюремного Служения, Московская церковь Христа

Читайте также: