Тюремное служение

Церковь и будущее тюремного служения

1. Зарубежные аналитики и эксперты о перспективах развития Тюремного Служения в XXI веке утверждают следующее


(по материалам сборника статей "Эффективное Тюремное Служение в XXI веке", Издательство "Коалиции тюремных благовестников")

 

Из истории тюремного заключения как наказания, известно, что долгое время, начиная еще со времен реформации, предполагали, что заключенный сможет преодолеть свои ошибки посредством трудовых навыков и сможет найти в Священном Писании принципы добра и зла, которые бы изменили его жизнь. Были приняты четыре предположения, которые стали доминировать в тюремной философии последующих столетий:

 

  • Причина преступления лежит в человеке.
  • Люди должны быть наказаны за незаконные действия.
  • Поведение поддается изменению.
  • Тюремные заведения – подходящее место для смягчения такого поведения.

 

Теорию о том, что перерождение человека наилучшим образом достигается посредством заключения, было трудно поколебать, несмотря на высокий уровень её неэффективности.

 

Необходимо заметить и помнить, что преступники не садятся в тюрьму добровольно и, как правило, они не разделяют ценностей тех, кто наложил на них гражданское наказание. Более того, они не связаны с гражданским обществом так, как христиане с Церковью.

 

И хотя, очевидно, тюремные реформаторы предположили что-то, что сработало с грешниками, сработает и с преступниками, они неверно поняли концепцию раскаяния и неправильно применили её принципы. Покаяние должно быть актом свободной воли; иначе оно будет результатом не скорби и сожаления, а страха или корысти; а духовная ценность наказания, не принятого добровольно, очень мала. И, наконец, бесполезно грешника заставлять раскаяться.

 

Типичной моделью служения в лагерях и тюрьмах была организация изучения Библии и проведение евангелизаций или служений прославления в тюрьме. И хотя это все еще нужно, большей необходимостью является наставление такими методами, как ученичество, группа поддержки возрождения, обучение жизненным навыкам, реабилитация и интеграция в общество, примирение и возрождение семьи. Также существует огромная необходимость помогать преступникам и жертвам работать над восстановлением справедливости, что залечивает раны, как индивидуума, так и всего общества.

 

Из-за ограниченного времени пребывания в тюрьме, в XXI веке тюремные священники будут меньше проповедовать и проводить меньше богослужений или больших групповых мероприятий, вместо этого концентрируясь на мероприятиях в малых группах и индивидуальной пасторской помощи. Мероприятия будут более активными; служение – более личным.

 

Важнее всего, чтобы тюремные служители смогли понять необходимость вовлечения самих заключенных в процесс наставления своих сокамерников. Тюремные служители, как и любые другие служители общин на свободе, не могут быть нянькой для всех членов своей общины – они должны обучать членов Тела Христова нести труд служения. У заключенных, как и у других христиан, есть возможность свидетельствовать и ободрять своих братьев и сестер в местах, где они живут и работают. При новой модели тюремного служения заключенные становятся партнерами в служении с их тюремными служителями.

 

Программы, которые встретят радушный прием – это целостные программы, которые производят коренные изменения в жизни, уменьшают жестокость и стресс в тюрьме, служат как заключенным, так и персоналу, содействуют и наращивают работу капелланов (профессионально подготовленных тюремных священников, работающих в учреждениях исправительной системы на постоянной основе), а не соревнуются с нею.

 

В возникающей модели тюремного служения тем, кто сотрудничает с исправительными учреждениями, с большой вероятностью придется продемонстрировать специализированную образовательную подготовку к работе, которую им разрешили выполнять. Служителям необходимо не только осознать подлинность свого призвания, но и захотеть пожертвовать время на подготовку к этому чрезвычайно трудному служению. Исправительные системы в будущем потребуют специалистов, которые смогут представить свою нишу в разнообразных программах религиозного назначения.

 

Тюремное служение – это не дело выбора человека (от Матфея, 25:36); это сущность нашего Бога, Доброго Пастыря, Который просит нас присоединиться к Нему, чтобы искать и находить, заботиться и приводить домой овец, сбившихся с пути. Служители должны проявлять заботу к людям, которым Бог призвал их служить, и потому служителю следует соответствующим образом подготовиться для служения им.

 

Для того чтобы в XXI веке осуществлять эффективное тюремное служение служителю в первую очередь необходимо самому быть учеником Иисуса Христа.

 

 

2. Руководящий принцип в Тюремном Служении будущего – Принцип ученичества:


ученики Иисуса Христа идут и делают людей учениками, способными к тому, чтобы идти дальше и делать других людей также учениками Иисуса Христа

 

Надо понимать, что Ученичество – это не условие спасения верующего, это возможность, раскрываемая Богом для человека вследствие его спасения. Таким образом, ученичество – это то самое Божье благословение человеку, которое раскрывает весь заложенный в нем потенциал сил и способностей, необходимых для жизни в постоянном Присутствии Всевышнего и служения Ему в соответствии с Его волей, и которое делает этого человека благословением для других окружающих его людей.

 

Истинное христианство – это полная отдача себя Господу Иисусу Христу. Иисус ищет не мужчин и женщин, готовых посвятить Ему свои свободные вечера, или конец недели, или годы отдыха. Нет, Он ищет таких, которые готовы иметь Его на первом месте в своей жизни. Ничто меньшее, чем безусловная отдача, не может быть правильным ответом на Его жертву на Голгофе. Такая потрясающая, божественная любовь никогда не сможет удовлетвориться чем-либо меньшим, чем наша душа, наша жизнь.

 

"Господь Иисус предъявлял высокие требования к тем, кто хотел быть Его учениками, – условия, так часто упускаемые из виду в нашей сегодняшней сытой жизни. Слишком часто мы рассматриваем христианство лишь как средство избегания ада и гарантию попадания на небо. Мы полагаем, что имеем полное право наслаждаться всеми благами, предлагаемыми нам в этой жизни. Конечно же, мы знаем, что в Библии есть ясные высказывания об ученичестве, но нам так тяжело связать их с нашими собственными представлениями о том, как должно было бы выглядеть христианство", – замечает Вильям Макдональд (1962).

 

Последнее слова Иисуса Христа, сказанные Им перед вознесением на Небеса Своим ученикам, последовавшим за Ним на Его условиях, современными богословами и проповедниками называются "Великим Поручением" (от Матфея, 28:18-20) и считаются обращенными ко всем верующим во все времена и надлежащими для их обязательного исполнения. Это Поручение Христа Своим ученикам содержит в себе указание "идти по всему миру и делать всех людей Его учениками (крестя их и научая соблюдать все то, что Он заповедал им)". С этого момента человеческой истории всё служение Богу, как индивидуальное (исполняемое каждым христианином лично), так и коллективное (всеми верующими, собравшимися вместе для служения Богу), заключается в делании людей по всему миру учениками Иисуса Христа, способных в свою очередь также идти и делать других людей учениками Христа.

 

Таким образом, служение Богу каждого христианина имеет только один истинный смысл, основанный на библейском учении, и другого смысла, цели или назначения служения Богу нам не оставлено. Только одно единственное: делать людей учениками Иисуса Христа. Иными словами, приводить человека (или людей) к познанию Истины, правильным приоритетам в жизни и библейской системе ценностей, в которой духовная сфера преобладает над материальной плоскостью, а также помогать восстанавливать утраченные отношения человека со своим Творцом и устанавливать правильные взаимоотношения между людьми, и, таким образом, исполнять волю Всевышнего.

 

Всё, что нам предстоит делать, для осуществления и реализации проектов Программы Тюремного Служения, это делать людей учениками Иисуса Христа.

 

Список книг по теме "Ученичество", рекомендуемые для самостоятельного изучения, к этим материалам мы будем обращаться и в служении, и при подготовке служителей:

 

  • Вильям Макдональд, "Истинное ученичество"  (1962, русское издание 1991 год)
  • Роберт Э. Коульман, "Евангелизационная стратегия Иисуса"  (1963,1964, русское издание 1995 год)
  • Джин Гибсон и Фред Колвин, Серия курсов "Упражнения в христианстве"  (1985, русское издание 1992 год)
  • Кип МакКин, "Первые принципы: Как помочь человеку стать учеником Иисуса Христа" (1989, русское издание 2001 год)
  • Гордон Фергюсон, "Ученичество"  (1997, русское издание 1999 год)
  • Герман Харви, "Ученичество по плану: Обучение студентов-христиан ученичеству"  (2001)

 

 

3. Нужно ли нам становится "всем для всех" и если "да", то с какой целью

 

1-е послание Коринфянам святого апостола Павла, 9:19-23. И так как религия это не просто область повышенного внимания к слову, но более всего это заветные смыслы для человека, то разберем этот отрывок Священного Писания подробно и постараемся обратить особое внимание на аспекты текста, которые помогут нам ответить на наш вопрос:

Современный перевод Нового Завета, выполненный Институтом перевода Библии в Заокском:

 

"Хоть ни от кого и не зависим я, но сделал себя рабом всех, чтобы приобрести 'как можно' больше 'людей для Христа'. Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под Законом, – как находящийся под Законом (хотя я сам и не под Законом), чтобы приобрести тех, кто под Законом; для 'язычников', не знающих Закона, – как не знающий его (хотя живу я не без закона Божьего, ибо предан закону Христа), чтобы приобрести не знающих Закона. Для слабых стал я слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех я сделался всем, чтобы любой ценой спасти некоторых. Все это я делаю ради Благой Вести, чтобы быть сопричастным её благословениям".

 

Для сравнения и лучшего понимания отрывка, приведу еще несколько вариантов перевода текста. Современный перевод Нового Завета на русский язык IBS:

 

"Хотя я свободен от всех, я сам сделал себя рабом всех, ради того, чтобы обратить к Богу как можно больше людей. Для иудеев я стал как иудей, чтобы привлечь иудеев. Для находящихся под законом я стал как подчиняющийся закону, хотя на самом деле я не под законом. Я делаю это для того, чтобы обратить находящихся под законом. Для неимеющих закона я стал как неимеющий закона, хотя я не свободен от закона Божьего, потому что нахожусь под законом Христа. Опять же делаю я это для того, чтобы обратить к Богу неимеющих закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести и их. Я стал всем для всех ради того, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Все это я делаю ради Евангелия, чтобы и мне получить его благословения".

Современный перевод Нового Завета (WBTC):

"Ибо, хотя я свободен перед всеми, я принял на себя рабство перед всеми, чтобы завоевать большинство из них. Я стал с евреями, как еврей, чтобы завоевать евреев. Я стал подвластным закону с теми, кто принимает закон. И, хотя сам я не подчиняюсь закону, для того чтобы завоевать тех, кто подчиняется ему, я стал как тот, кто живёт в законе. Сам я не без закона Божьего, ибо подчиняюсь закону Христову, чтобы завоевать тех, кто живёт в беззаконии. Я стал слабым с теми, кто слаб, чтобы завоевать слабых. Я стал всем для всех, чтобы спасти некоторых любыми возможными средствами. Я делаю всё ради благовестия, чтобы разделить благословение его".

 

  • Павел свободен перед всеми, от всех и ни от кого из людей не зависим ("Не свободен ли я?" 1-е Коринфянам, 9:1).
  • Несмотря на свою свободу, апостол Павел принял на себя рабство перед всеми, сделал себя рабом всех  – для чего, зачем?
  • Чтобы завоевать большинство из тех, перед кем он сделал себя рабом, чтобы приобрести их для Христа, обратив к Богу как можно больше людей. – Здесь цель Павла ясно выражена.
  • Несмотря на то, что Павел был еврей ("израильтянин, из колена Вениаминова" (Римлянам, 11:1), "еврей от евреев" (Послание Филиппийцам, 3:5)), он стал с евреями как еврей, для иудеев как иудей, чтобы привлечь, завоевать и приобрести евреев и иудеев для Бога и Христа. – Имеются в виду не религиозные, а этнические (национальные) особенности людей, с которыми общался апостол Павел.
  • Несмотря на то, что Павел, приняв Христа своим Господом, был освобожден Им от Закона Моисея, стал для находящихся под Законом Моисея как подчиняющийся этому Закону и выполняющий все его предписания и требования, чтобы приобрести для Христа этих людей. – Иными словами с религиозными людьми Павел следовал предписаниям и положениям религии этих людей, чтобы лишний раз не оскорбить их веру и традиции но, разумно используя все это, чтобы обратить людей к Иисусу Христу.
  • Апостол Павел находил возможность в своей проповеди Евангелия, не унижая достоинство личности человека, но, учитывая его национальные, культурные и религиозные убеждения, показать преимущества спасительной веры в Иисуса Христа перед другими верования. Причем аргументацию в защиту распространяемой им веры Павел находил именно в национальных, культурных и религиозных убеждениях обращаемого им человека.
  • Павел становился подобный тем, с кем он общался, не только в этнических и религиозных аспектах жизни этих людей, но и в физических и эмоциональных их состояниях, но при этом он все же сохранял личную подчиненность Божьему Закону и учению Господа Иисуса Христа.
  • Все это Павел делал для того, чтобы любыми доступными и возможными средствами привести к Богу и спасению во Христе хотя бы некоторых из того множества людей, с которыми он общался.
  • Все это делалось Павлом ради Евангелия Иисуса Христа, Радостной Вести о спасении людей, чтобы получить, стать сопричастным и разделить все его благословения с другими людьми.

 

Цель Программы Тюремного Служения, в отношении лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, состоит в том, чтобы привести к покаянию и спасительной вере в Господа Иисуса Христа хотя бы некоторых из них всеми возможными и доступными для нас методами и средствами.


4. Несколько замечаний по поводу деятельности проповедника Евангелия:

 

Проповедник истинного Евангелия Иисуса Христа сам всегда остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2-е Коринфянам, 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в Новом Завете очень редко (например, во 2-м Тимофею, 1:11; 1-е Тимофею, 2:7; 2-е Петра, 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на Вести, а не на вестнике.

 

Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (от Матфея, 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2-е Тимофею, 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его проповеди, иначе он становится недостойным великой миссии (1-е Коринфянам, 9:27; Римлянам, 2:21). Несоответствие между жизнью и проповедью делает служение бесплодным. "Для провозглашения Евангелия есть нечто большее, чем устная проповедь. Тот, кто проповедует Слово Божие, призван также доказывать свои слова на деле, на примере собственной жизни, что часто обходится дорогой ценой", – пишет Роджер Хедланд.

 

Проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Послание Галатам, 1:10) или "льстить их слуху" (2-е Тимофею, 4:3). Он несет людям все, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2-е Тимофею, 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1-е Коринфянам, 9:19 и след.; 2-е Тимофею 2:15), прокладывая, таким образом, путь к их сердцам.

 

Суть проповеди заключается не во вдохновленных человеческих словах, а в действии Святого Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1-е Коринфянам, 2:4). Цель проповеди – не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2-е Коринфянам, 2:4,5; Римлянам, 10:10,17). Из веры произрастает послушание (Римлянам, 1:5), которое Бог также "производит" в верующем (Послание Филиппийцам, 2:12,13; Ефесянам, 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия Слова Божьего, то у веры и проповеди одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.

 

 

5. Приоритеты и система ценностей в жизни верующего во Христа

 

Последователю Господа не трудно заметить, что осознание Иисусом приоритетов привело к большим успехам в жизни. Он точно знал, что такое соблюдать приоритеты. Это означает сначала беспокоиться о том, что важнее. Изо дня в день Он ставил на первое место то, что было самым важным. Он знал, также, что является важным с точки зрения Бога. Он знал, что жизнь можно прожить только один раз. Её невозможно повторить. Статистика показывает, что жизнь очень коротка. Господь не был нерешительным. Он не терял даром ни времени, ни возможностей. Екклесиаст говорит: "Всему свое время под солнцем" (Екклесиаст, 3:1-8). Но нам всегда не хватает время на все, что бы мы хотели сделать. Разумный человек решает, что важнее для его жизни, и поступает соответственно этому. Разумный человек целенаправленно расходует свою энергию, заботясь сначала о более существенных вещах. Господь был Человеком, мудро организовавшим Свою жизнь. Ученикам следует подражать в этом своему Учителю. Бог жизнью Христа дал образец правильного понимания приоритетов, которому мы должны следовать:

 

  • Бог (от Матфея, 22:37-38, Исход 20:3)  и Его Царство должно быть прежде всего (от Матфея, 6:33).
  • Вечное важнее временного (2-е Коринфянам, 4:18).
  • Духовное важнее физического (от Матфея, 6:19-20).
  • Люди важнее, чем вещи (от Марка, 8:36-37).

 

Когда мы видим и понимаем эти приоритеты и стараемся равнять наши жизни по образу Христа, наша жизнь будет соответствовать требованиям Божьим. Для того чтобы быть эффективным в том, что мы намереваемся делать, необходимо осознать, хорошо усвоить и всегда помнить, чтобы применять и в собственных жизнях приоритеты, существующие в ученичестве.

 

 

6. Цель – это результат, который должен быть достигнут.

 

  • Простое желание улучшиться без плана или особого стремления действовать – это не цель, а всего лишь мечта.
  • Деятельность – это поступки, которые необходимо совершить для достижения цели, и которые будут зависеть от намеченного срока (короткого, длинного и так далее).
  • Тип деятельности будет зависеть от области жизни, с которой связана цель.
  • Деятельность должна учитывать препятствия или проблемы, которые необходимо разрешить.
  • Намеченное действие нельзя выполнить, если его не спланировать.

 

 

 

Автор:             Сергей Мажурин, магистр Богословия, координатор Программы Тюремного Служения, Московская церковь Христа

Читайте также: