Отдых, Досуг, Туризм

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.

В апреле 2004 года под Екатеринбургом проходила конференция неженатых учеников. Одним из общих мероприятий на этой конференции был так называемый "веревочный курс", о котором я и хочу рассказать.

По своей сути это командо-образующий тренинг. Он популярен в среде частных компаний для построения дружеских, неформальных отношений в коллективе. В христианской среде он тоже завоевывает свою популярность. Командное прохождение заданий помогает раскрываться, делает общение более простым, может помочь увидеть и свои духовные моменты.

Все зависит от того, на что организатор будет обращать внимание и от самих участников. Это то, что можно провести, например, на конференциях, где собираются ученики Христа из разных городов. "Веревочный курс" может дать им возможность ближе познакомиться друг с другом. Это то, что подходит для молодежных мероприятий: для встреч детей, подростков, студентов. Единственно, в этом случае нужно учитывать физические возможности участников при планировании заданий.

Сам "веревочный курс" может отличаться один от другого. Все зависит от целей, технических возможностей и фантазии организаторов. Я хочу описать вариант, проходивший у нас.

Как это проходит

Все происходило на открытом воздухе. Мы вдохновляли каждого ученика, который приехал на конференцию, принять участие в тренинге, всего было около ста человек.

Первая часть – общая


Все участники на большой поляне встают вкруг, посередине становится командир. Он объясняет и показывает, что нужно делать, все повторяют за ним. По сути - это зарядка, чтобы участники смогли чуть-чуть размяться и подготовиться к физическим нагрузкам. Веселее она проходит под какую-нибудь музыку.

• Размять шею: наклоны вправо, влево, назад, вперед.

• Наклоны туловища: вправо, влево, назад, вперед.

• Попрыгать на месте раз 15. Потом на правой ноге, потом на левой. Потом снова на обеих, но при этом руками изобразить уши зайца.

• Развернуться лицом к соседу справа. Постучать ему по спине 15 раз. Потом каждый говорит "Ааааа" при этом сзади ему продолжают стучать по спине. Потом сделать соседу массаж головы.

• Правая рука кладется на плечо впереди стоящего человека, левая берет его левую ногу. Так нужно одновременно всем пропрыгать какое-то время.

• Всем взяться за руки. Громко считая каждое поднятие рук нужно всем поднять и опустить руки 50 раз.

Дальше разбивка на команды. Командир вызывает в центр круга первого капитана и зачитывает имена тех, кто в его команде. Как только вся команда собралась в центре – капитан уводит их в сторону, в заранее спланированное им место. Командир вызывает второго капитана и все происходит аналогично. Роль капитанов я подробно опишу в следующем разделе. Как только команда сформировалась – она слушает своего капитана, и все дальнейшие действия команды контролирует он.

Команда отходит в сторону. Капитан повязывает всем её членам ленточки на руки определенного цвета, и наклеивает на грудь имя (мы писали имя маркером на кусочке малярного скотча – быстро и удобно). Еще раз кратко объясняет смысл и правила "веревочного курса". Примерно так: "Всем привет! Кто не запомнил, меня зовут – Вася. Сейчас нам предстоит пройти серию испытаний, которая называется "веревочный курс". Испытания достаточно сложные и чтобы наша группа успешно их преодолела, каждому придется приложить максимум усилий. Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга. В начале каждого испытания я буду зачитывать его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. По условиям "веревочного курса", повторно я имею право только зачитать задание и правила без дополнительных объяснений. У нас есть три часа. Всем нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно".

После этого капитан дает первое задание внутри команды: все разбиваются по парам, встают спиной друг к другу, берутся за руки за сгиб в локтях. В таком положении нужно сесть-встать. После этого сделать то же самое в четверках, потом в восьмерках, потом всей команде. Как только команда это сделала, она может идти в штаб и получить первое испытание.

Вторая часть – командная

Дальнейшее зависит от того, куда команду направит человек в штабе. Все испытания отличаются друг от друга по степени сложности. Задача штабиста следить, чтобы каждой команде в ходе игры достались испытания всех степеней сложности, а также за тем, чтобы команда не пошла на уже занятое другой командой испытание. После того, как команда пройдет испытание, она возвращается в штаб, чтобы получить новое. Цель: успеть пройти как можно больше испытаний. И вот несколько видов испытаний.

1.ПАУТИНА (2 степень)

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. Верхняя веревка – на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя – на высоте 0,3 метра. Ячейки "паутины" такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на две-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от "паутины".

Задание: пролезть всей команде сквозь "паутину".

Ограничения:

• Сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

• Над паутиной или под ней в сумме могут пролезть только два участника;

• Обходить паутину нельзя;

• Нельзя касаться паутины;

• При касании любым участником "паутины", возвращается сам этот участник и любой предыдущий на выбор команды.

2.КОЛОДЕЦ (2 степень)

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Внутри "треугольника" лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри "треугольника" ("колодца").

Задание: всей группе выбраться из "колодца" через верх над веревками.

Ограничения:

• Нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

• При касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой сначала.

3.КАЧЕЛИ (3 степень)

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.Исходные условия: доска длина 4м, ширина 20см, толщина 5 см. Лежит на устойчивом брусе, брус посередине доски. Нужно всей команде встать на доску как минимум на 10 секунд.

Задание: всей команде залезть на доску и простоять 10 секунд.

Ограничения:

• Нельзя разговаривать во время выполнения задания; если сказано хоть одно слово, все начинается заново;

• Доска не должна задеть землю; если задевает, все начинается заново;

• Заходить на доску можно только с бруса.

4.ПЕРЕПРАВА (2 степень)

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.Исходные условия: между двумя деревьями на высоте 3,5 - 4 метра натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части или петлей. Нижний конец висящей веревки – на высоте 0,5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии на расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями – 3 метра. Группа находится за одной из линий.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

• Нельзя касаться земли между линиями;

• Нельзя обходить деревья;

• При касании любым участником земли между линиями, упражнение выполняется всей командой заново.

5. СТЕНА (2 степень)

Исходные условия: отвесная стена высотой 2,5 метра и шириной не менее 3 метров. Группа находится с одной стороны стены.

Задание: всей группе перебраться через стену.

Ограничения:

• Обходить стену нельзя;

• Одновременно стены не могут касаться несколько участников.

6. ВСЛЕПУЮ (2 степень)

Исходные условия: не очень длинный лабиринт нарисован мелом на асфальте. Для этого задания нужно чтобы еще в штабе команда определила человека, который будет проходить дистанцию. Ему завязываются глаза еще в штабе, чтобы он не видел маршрут.

Задание: устными указаниями провести выбранного человека по дорожке нарисованного лабиринта.

Ограничения:

• Указания могут даваться только с соблюдением четкой очереди; если кто-то что-то сказал не в свою очередь, все начинается заново;

• Сказать в свою очередь можно только одно слово; если сказано больше, все начинается заново;

• Прикасаться к человеку нельзя;

• Нельзя давать указания каким-то другим способом (кидать камушки и т.п.);

• Разговаривать во время испытания между собой нельзя;

• Нельзя заступать за стороны дорожки; если участник наступил на черту, все начинается заново.

7. ГАТЬ (3 степень)

Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 15 метров. Перед первой линией находится группа. Лежит 7-8 дощечек размером 20см*30см.

Задание: всей команде переправиться на другую сторону. Задание считается выполненным, когда последний участник команды перешел за финишную черту.

Ограничения:

• Нельзя разговаривать во время выполнения испытания; если сказано хоть одно слово, все начинается заново;

• Нельзя наступать на землю; если любой участник наступил на землю, все начинается заново;

• Нельзя проходить поодиночке, идет вся команда.

Примечания: изначально дощечек штук семь-восемь. Если команда быстро продвигается вперед, то капитан забирает последние дощечки, сколько посчитает нужным. Еще очень частая ошибка в этом задании: как только первый человек из команды переступает финишную черту, он начинает разговаривать или встает на землю. В этом случае все начинается сначала, потому как "задание считается выполненным, когда последний участник команды перешел за финишную черту".

8.КВАДРАТ (1 степень)

Исходные условия: квадрат размером 1м*1м нарисован на земле.

Задание: уместиться всей командой внутри квадрата и продержаться там 10 секунд.

Ограничения:

• Во время выполнения не разговаривать. Если сказано хоть одно слово, все начинается заново;

• Нельзя заступать за стороны квадрата. Если любой участник наступил на землю, все начинается заново.

9. ГУСЕНИЦА (1степень)

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами) стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться.

Ограничения:

• Руки расцеплять нельзя; если кто-то расцепил руки, все начинается заново.

Примечание: вообще в таком положении возможно сесть и встать, не перекидывая ног, но это сложно и смешно. Особенно вставать. Если у команды все-таки получится это сделать без перекидывания ног, то потом нужно им обязательно сказать, что это можно было сделать.

10. ЛЫЖИ (2 степень)

Исходные условия: "Лыжи" - это два бруса 5см в поперечнике, длиной примерно 2 м. К обоим концам обоих брусов привязаны веревки около 3 м длиной. На земле нарисованы две черты, между ними 10 м.

Задание: пройти на лыжах всем вместе до другой линии.

Ограничения:

• Во время выполнения не разговаривать. Если сказано хоть одно слово, все начинается заново;

• Нельзя наступать на землю. Если любой участник наступил на землю, все начинается заново.

11. ЭЛЕКТРОЦЕПЬ (1 степень)

Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

Ограничения:

• При расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

12. ПОПАРНЫЙ МОСТ (3 степень)

Исходные условия: между тремя деревьями натянуты две веревки. Длина примерно 4 м на высоте 1 м.

Задание: держась за руки парами пройти до конца моста.

Ограничения:

• Паре нельзя касаться земли. При касании земли, пара все проходит заново;

• Участникам команды нельзя помогать держать равновесие идущей паре.

Примечание: перед началом этого испытания нужно напомнить еще раз о риске ссадин и других травм и предложить команде подстраховывать идущую пару.

13. Я ПАДАЮ! (2 степень)

Исходные условия: пень или другая возвышенность высотой 1,5-2 м.

Задание: каждому участнику упасть на руки команды с пня.

Ограничения:

• Нельзя заходить на пень без разрешения капитана;

• Нельзя падать не сказав "Я падаю!" и не услышав от команды "Мы ловим!"

• Нельзя падать, выставив локти и не держа тело в прямом положении.

Примечание: сказать про риск и про технику безопасности, которая в этом испытании очень важна. Первое – объяснить смысл: проследить свои ощущения в аспекте доверия людям, осознанно почувствовать все, что происходит в сердце и голове. Второе – всем снять часы, браслеты, телефоны и т.п. Третье – показать, как должны держаться участники команды при падении, как должны ловить падающих (положение рук, тела, техника). Здесь отвечать на все вопросы до последнего + убедиться, что ни у кого не осталось ни у одного вопроса. После этого расставить команду на ловлю перед пнем. Отвести падающего на пень, еще раз проговорить все три ограничения и что он не имеет права их нарушать. Убедиться, что он понял и помнит. После этого идти ловить голову. И так - с каждым участником команды при каждом падении.

14. ВЕЛОСИПЕД (3 степень)

Исходные условия: из досок шириной 10-15 см выложена дорожка. У начала дорожки лежит конструкция с колесом внизу (можно заменить простым велосипедом, но его будет сложнее провезти). К конструкции в разных местах привязаны веревки. Количество веревок равно количеству участников команды.

Задание: провезти кДля вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.онструкцию с помощью веревок, привязанных к животу участников, по выложенному маршруту.

Ограничения:

• Нельзя разговаривать во время выполнения. Если сказано хоть одно слово, все начинается заново;

• Нельзя трогать веревки руками, иначе все заново;

• Нельзя чтобы конструкция съехала с маршрута, иначе все заново.

15. КУЛЕК (последнее)

Исходные условия: к деревьям на высоте 3 метров привязаны кульки с конфетами. Количество кульков совпадает с количеством команд.

Задание: выбрать и достать один кулек с дерева.

Ограничений нет.

В завершении все забирают свои конфеты и радостно идут пить чай и делиться впечатлениями.

Как это организовать

Нужно выбрать место, где все будет происходить. Лучше заранее смастерить все необходимые конструкции и пройти все испытания сначала только капитанами. Для того, чтобы каждый капитан сам понимал, правила испытаний, технику их прохождения и был лично уверен, что пройти их все можно.

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.Как уже стало понятно, нужно заранее выбрать капитанов. Пару слов об их функциях:

1. В первую очередь это – арбитры. Они следят за техникой безопасности и выполнением правил. Они не за команду, они за тренинг. Это значит, они ни во что не вмешиваются, пока в этом нет необходимости. В том числе во взаимоотношения внутри команды и в процесс выработки командой техники прохождения испытания. Но опять же – только до тех пор, пока во вмешательстве не появится необходимость. Если команда в долгом ступоре, задача капитана – подсказать и помочь.

2. Капитаны – проводники команды, потому как только они знают до конца картину тренинга с его целями, места испытаний и точно знают, что их можно пройти. Их задача - дарить команде эту уверенность, поддерживать их (это не есть вмешательство). И цель не замучить народ. Цель - помочь им увидеть свою силу, когда они все вместе.

Кроме этого, лучше заранее составить поименный список участников "веревочного курса" и расформировать их по командам. При этом команды должны быть примерно равными по физической силе (мальчики/девочки). Нужно обязательно разделить друзей и подруг. Желательно чтобы в одной команде были люди максимально незнакомые друг с другом.

Пожалуй, на этом все. Надеюсь наш опыт окажется полезным для кого-то еще.

Смотрите видео-ролик с этого невероятного "Веревочного курса "

Для вашей церкви: Веревочный курс. Опыт проведения.

Автор: Валерия Мыльникова.

Читайте также: