Библейские вопросы и ответы

Существуют ли вне-библейские доказательства о том, что Иисус творил чудеса?

Вопрос:

 

Я являюсь последователем Христа. Мне интересно, есть ли какие-то вне-библейские доказательства того, что Иисус творил чудеса, и в частности о том, что Он воскрес из мертвых? Мне было бы интересно почитать такие доказательства, особенно, если они исходят из уст неверующих того времени. За долгое время я так и не смог получить прямого ответа на этот вопрос. Спасибо за вашу работу и все ваши труды!

 

Ответ:

 

Ваш вопрос очень понятный и справедливый. Мне очень жаль, что вы до сих пор не нашли на него ответ в среде верующих. Отчасти это могло произойти из-за высоких ожиданий в вашем вопросе. Например, в первом веке были две категории людей — одни верили, что Иисус на самом деле воскрес из мертвых, другие нет. По этой причине просто невозможно найти твердые доказательства воскресения Христа из мертвых в среде неверующих, потому что они не привыкли документировать и доказывать то, во что сами не верят!

 

Так что, если мы и найдем такие материалы, то это будут скорее случайные записи, которые не были созданы специально для того, чтобы доказать воскресение Христа или то, что Иисус творил чудеса. То, что вы ищете, похоже вот на что: читать книгу, написанную верующим, и искать в ней доказательства того, что Бог не существует.

 

Несмотря на это, я знаю пару примеров, похожих на те, что вы ищите — которые можно считать вне-библейскими доказательствами, созданными неверующими. В обоих случаях автор предоставляет нам доказательства того, что Иисус творил чудеса.

 

Первый источник: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 43а (1-2 век н.э.).

 

Накануне Пасхи они повесили Иисуса Назорея. Перед тем в течение сорока дней выходил вестник и провозглашал: "Его следует побить камнями, поскольку он занимался колдовством, соблазнял Израиль и сбивал его с пути истинного. Пусть всякий, кто может сказать что–либо в его защиту, выйдет и свидетельствует за него". Но никто ничего не сказал в его защиту, и его повесили накануне Пасхи.

 

Здесь Иисус обвиняется в колдовстве, что является явной параллелью отрывку из Матфея 12:22-24:

 

"Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского".

 

Автор этого талмуда не согласен с тем, что Иисус творил чудеса, но он свидетельствует о том, что враги Иисуса не могли найти другого объяснения тому, что Иисус делал, и что они обвиняли Его в волшебстве.

 

Еще одно место, где мы можем прочесть о том, что Иисус творил чудеса, находится в том же Вавилонском Талмуде — Санхедрине 107b:

 

"Иисус Назарянин занимался магией и вводил Израиль в заблуждение".

 

В tHul 2:22-23 сообщается, что исцеления также были совершены именем Иисуса. Так что мы имеем непрямое подтверждение того, что Иисус творил чудеса, единственная разница в том, что Его обвиняли в том, что Он совершал их с помощью сатаны, а не Бога. (tHul 2:22-23 - ссылка на одно из иудейских писаний первых веков нашей эры. Это Писание технически не является частью Талмуда, но скорее частью основной талмудической литературы иудеев, относящейся к двум первым векам после жизни Христа.)

Из этих иудейских источников конца первого века видно, что Иисус был реальной личностью, с которым они имели дело, что Он творил чудеса, хотя они считали, что Он делал это с помощью сатаны.

 

Доказывает ли это, что Иисус творил чудеса? Может да, а может и нет. Что это доказывает, так это то, что многие люди в те дни были уверены в том, что Он творит чудеса, и что Его враги, имея достоверные свидетельства, нуждались в том, чтобы все это как-то объяснить.

 

Мой второй источник, датированный первым веком нашей эры, также случайно сохранил доказательство того, что вокруг Иисуса происходили чудесные события — Таллос (Thallus). Мы узнаем о нем от историка третьего века по имени Юлий Африкан (Julius Africanus), который написал трехтомник мировой истории. Согласно Юлия, Таллос писал во времена 50-х годов нашей эры.

 

Размышляя о темноте во времена распятия Христа, Юлий Африкан указывает, что в 3-й книге истории Таллоса тот называет это затмением солнца. Давайте вспомним об этом событии из Библии:

 

"И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась посредине". (Евангелие от Луки 23:43-45).

 

Африкан верит, что Таллос ошибается (ошибается насчет того, что это было затмение).

 

Вот отрывок из работы Африкана:

 

"Что сделал для нас Господь, как исцелил Он наше тело и душу, тайны учения о Его природе, Его воскресение – все это уже было изложено Его учениками и апостолами задолго до нас. Весь мир тогда окутала ужасная тьма, горы поколебались от сильного землетрясения, и многие области Иудеи и прилегающих провинций пострадали тогда от разрушений. Саллюс в своей "Истории" приписывает тьму солнечному затмению – как я считаю, без веских на то оснований. А считаю я так потому что евреи празднуют Пасху в 14 день по лунному календарю, и именно в еврейскую Пасху пострадал наш Господь. Затмение же солнца происходит тогда, когда луна встает между землей и солнцем. А это может произойти не когда угодно, но только между последним днем старой луны и первым днем новой, то есть, во время новолуния. В другое же время затмения быть не может – как может луна заслонить солнце, если находится не перед ним, а за ним? Впрочем, давайте согласимся с Саллюсом, давайте последуем мнению большинства и признаем, что это знамение великих перемен было всего лишь солнечным затмением. Флегон пишет, что во времена Тиберия было полное затмение солнца при полной луне, и длилось оно с шестого до девятого часа – что же, похоже на то, о котором мы говорим. Но слыхано ли дело, чтобы затмение солнца сопровождалось землетрясением, да еще таким, что горы раскалывались? Или чтобы во время затмения солнца воскресали мертвые и вся Вселенная содрогалась до основания? Во всяком случае, такого историки еще не записывали – до смерти Господа нашего. Наверняка эта тьма была не простым затмением – даже если это и было затмение, его вызвал Сам Бог, ибо Его Сын страдал на кресте. Подсчеты показывают, что именно здесь оканчиваются 70 седьмиц, описанные у Даниила".

 

Доказывает этот источник, что во время распятия Христа было некое затмение, или нет, но выглядит так, что сам факт воскресения у не христиан того времени не вызывает сомнения. Напомню, что это было записано в 50-м году нашей эры, как раз в то время, когда была написана первая книга Нового Завета.

 

Этот источник сам по себе не доказывает тот факт, что было потемнение, но доказывает тот факт, что об этом говорили и в это верили христиане. Кстати, мы имеем доступ к информации, к которой у Юлия Африкана доступа не было. Используя данные астрономии, мы можем с большой точностью сказать о том, когда в прошлом были солнечные затмения. На самом деле, во время распятия Христа не было никакого солнечного затмения, что могло бы естественным образом объяснить темноту во время распятия Христа. Как и в случае с Талмудом, данный источник не доказывает, что Иисус творил чудеса, но он пытается объяснить то, что произошло, на основе своего неверия.

 

Подводя итоги, можно сказать, что, требуя письменных доказательств от неверующих людей о творимых Иисусом чудесах, — означает слишком высоко поднять планку. Мы можем смело утверждать, что те, кто видел чудеса Иисуса, либо стали верующими, либо нашли пути объяснить то, что они видели. На самом деле, имея даже эти два документа от неверующих людей о том, что они пытались как-то объяснить то, что видели и о чем знали многие другие люди, можно придти к выводу, что Иисус творил чудеса.

 

Надеюсь, что это помогло.

 

Джон Окс

Читайте также: