Библейские вопросы и ответы

Спасение по вере, а не по делам?

Вопрос:

Согласно Библии, нас считают праведными и мы будем спасены не благодаря нашим делам, а нашей вере. С другой стороны, Иаков сказал, что вера без дел, по существу, мертва. Мой вопрос, который, как я считаю, довольно распространен, его задают неверующие или нехристиане, и я хотел бы услышать ваше отношение к этому. Если кто-то спросит вас: «Если вера - это все, что нужно для спасения, то почему мы здесь? Ведь если атеист, который делает добрые дела (например, Билл Гейтс, который имеет огромный фонд, который помогает тысячам людей), попадет в ад, а, допустим, испорченный христианин попадает на Небеса из-за своей веры, тогда Бог не является тем, кому стоит поклоняться». Как бы вы ответили?

Обычно, когда я сталкиваюсь с такими вопросами, я отвечаю, что добрые дела, которые мы делаем в этом мире, должны иметь другую мотивацию: не для того, чтобы попасть на Небеса, а потому, что Бог полюбил нас первым и что Он говорит нам поступать также и с другими. В качестве бонуса за наши добрые дела мы будем вознаграждены, но эта награда будет дана только тем, кто будет спасен. Тем не менее, чаще всего этот ответ поднимает еще больше вопросов. Например, если всё так, то почему Он дает неверующим время жить, если Он может предугадать, что эти неверующие не покаются до конца своей жизни. На это я могу лишь сказать, что только Бог может ответить на этот вопрос.

Спасибо, что выслушали меня. Мне любопытно услышать ваши мысли об этом.

Ответ:

На самом деле, вы задаете несколько важных вопросов. Дать вам обоснованный ответ на каждый из них здесь будет очень сложно. Если вы посмотрите мой веб-сайт, вы обнаружите, что я неоднократно обращался ко всем этим богословским вопросам. Фактически, у нас есть целый 10-часовой класс по этой теме, озаглавленный «Ответы на трудные вопросы» - это часть нашей программы сертификации по апологетике. Вы можете рассмотреть возможность прохождения этого курса.

А сейчас я сделаю все возможное, чтобы, по крайней мере, начать отвечать на ваши вопросы. Прежде всего, нам нужно начать с понимания качеств Бога. Каждое качество Бога есть у Него в подавляющей полноте. Бог свят. Он абсолютно свят. Бог справедлив. Его справедливость абсолютна и не имеет никаких исключений. Бог есть любовь. Он не может совершить акт, который не согласуется с его любовью. Бог всезнающий. Он знает, что происходит и что произойдет, поскольку Он существует вне времени (о чем свидетельствуют Его слова Моисею в Исходе 3:14, что его имя Я СУЩИЙ).

Позвольте мне добавить, что те, кто отвергают Бога, потому что не согласны с Ним в чем-то, ведут себя очень неразумно. Кто решил, что Бог должен быть хорошим? Кто осмелится бросить вызов Богу, даже если не согласен с Его природой? Какая глупость! Сама идея о том, что Бог должен быть «добрым», исходит из христианского мировоззрения, в котором Бог, как известно, хорош. Неужели мы действительно думаем, что Бог должен соответствовать нашему желанию быть тем, кем мы хотим Его видеть? Кроме того, что эти люди ошибаются, они просто не понимают Бога, с которым мы должны жить. Наш Бог хороший, Он справедливый, и Он любящий. Он справедлив также в том, чтобы оказывать возмездие тем, кто делает зло, но и это тоже хорошая черта.

Исходя из этого, отвечаю на один из ваших вопросов. Прежде всего, Бог совершенен и полностью безгрешен. Он свят и не имеет никакого отношения к греху. Его справедливость абсолютна и, как говорится в Послании к Римлянам 6:23: «Плата за грех - смерть». Бог сошел на землю, воплотился в Сыне Его Иисусе Христе и предложил искупление, чтобы мы могли восстановить наши отношения с Ним.

«Он сделал это, чтобы доказать, что Он и сейчас справедлив, и чтобы Он мог быть справедливым и в то же время мог оправдать всякого, кто верует в Христа» (Послание к Римлянам 3:26)

Это условие нашего спасения. Как вы сказали, мы спасаемся верой, а не делами (Послание к Ефесянам 2:9-11). Вопрос в том, какая вера является спасающей? Это вера, которая просто признает существование Бога и предлагает спасение? Конечно, нет. Как сказал Павел, имеет силу «лишь вера, проявляемая в поступках, совершаемых по любви» (Послание к Галатам 5:6). Итак, вера, которая не выражена в любви, - в безусловной любви, которая знаменует учеников Иисуса (Евангелие от Иоанна 13:34), не является спасающей верой. Иаков, как вы отмечаете, говорит, что вера, не выраженная в «делах» веры, также не является спасающей верой.

«Вы видите, что человека оправдывают перед Богом его дела, а не одна только вера» (Послание Иакова 2:24).

Здесь нет противоречия. Бог определяет условия спасения. Одним словом, это вера в Него, а точнее в Его кровь (Послание к Римлянам 3:25). Но эта вера абсолютно точно должна содержать «дела», которые сопровождают спасение, и это должно быть выражено в любви и в послушании. Мы призваны к послушанию, исходящему из веры, чтобы получить благодать (Послание к Римлянам 1:5). Мы говорим о совершенном послушании? Мы говорим о совершенной любви и определенном количестве дел? Нет, но без послушания и любви вера не может быть спасительной. Это то, чему учит Библия.

Те, кто говорят, что вера - это все, что требуется для спасения, и поэтому христианин может вести себя, как ему заблагорассудится, возможно, даже гораздо более нечестивы, чем многие искренние атеисты, и неправильно понимают библейское учение о спасении. Такие люди также могут ожидать, что их жизнь была достаточно моральной и этичной, чтобы «заслужить» спасение. Это может показаться хорошим аргументом, но это не согласуется с природой Бога, который является настоящим Богом Вселенной, который такой же святой, как и любящий. Он требует совершенства. Поэтому никто не хорош достаточно.

«так как все грешны и потому не допущены в славное присутствие Божье» (Римлянам 3:23)

включая всех верующих и всех неверующих. Таким образом, критика атеиста может показаться логичной, но она разбивается о твердые камни реальности того, кто есть Бог. Кроме того, они просят Бога не обладать святыми и справедливыми качествами, которые сами атеисты будут ожидать от «Бога».

Испорченные и развращенные христиане не идут на Небеса. Лишь отчасти. Мы все грешим, и все мы виновны хотя бы в каком-то уровне «испорченности» даже после спасения. Но те, кто умышленно, постоянно развращается после спасения, не спасется. Так учит Библия, например, в Послании к Евреям 10:26-31. Обвинение в том, что Бог может казаться не логичным, становится ложным, если мы поймем Бога так, как красноречиво описано в Книге пророка Иезекииля 18:25-32. Бог бросает нам вызов.

«Вы, люди, можете думать, что Мой путь несправедлив. Но, семья Израиля, послушай! Мой путь справедлив. Это ваш путь несправедлив» (Книга пророка Иезекииля 18:25)

Божья справедливость закалена любовью. Это так, как должно быть, и это Бог. Жалоба атеиста может звучать логично, но она неприемлема.

Наконец, вы задаете вопрос о предвидении. Если Бог знает, что мы сделаем, то как Он может привлекать нас к ответственности за это? Если Он знает, кто поверит, а кто нет, то почему бы просто не отсеять этих людей? Это общий вопрос. Это связано с естественной человеческой путаницей между двумя качествами Бога - Его предвидением и Его предопределением. Бог предопределяет всех для спасения (1-е Послание к Тимофею 2:4), но большинство предпочитает не принимать это предложение (Евангелие от Матфея 7:13-14). Для нас, находящихся в ловушке Вселенной, в которой время является линейной вещью - прошлым, настоящим и будущим - трудно представить себе предвидение без предопределения. Если Бог знает, что произойдет, то для нас, по логике, Он также определяет, что происходит. Но Бог дал нам истинную свободу воли (Второзаконие 30:19-20 и многие другие отрывки). Тот факт, что Он существует вне времени и пространства, что Он знает, что мы будем делать до того, как мы это сделаем, не отрицает того факта, что Он дает нам выбор. Бог призывает нас к Себе, но Он не заставляет нас.

«Он посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея 5:45)

Он даже благословляет в этой жизни тех, кто не выбирает Его, но, в конце концов, все будут призваны к ответственности перед Тем, Кому мы дадим отчет (Послание к Евреям 4:13). Это так же верно, как я сижу здесь и пишу это письмо.

Я мог бы сказать гораздо больше, но надеюсь, что мой ответ поможет вам.

 

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко


Полезно:


Карта сайтаОбратная связь850+ ответов на вопросы по БиблииНачинающему христианину
Фильмы и роликиДуховное воспитание детей

Читайте по теме: