Библейские вопросы и ответы

Правы ли мусульмане говоря, что стих в Евангелии от Иоанна 20:28 подделан при переписывании?

Вопрос:

Я хотел бы задать вопрос об отрывке в Евангелии от Иоанна 20:28. На одном исламском веб-сайте я нашел утверждение, что есть некоторые рукописи, в которых написано, что Фома не называл Иисуса Богом. Как вы можете это прокомментировать? И как узнать, что же было в оригинальном тексте?

В ответ Фома сказал Ему: "Господь мой и Бог мой!" (От Иоанна 20:28)

Ответ:

На вопрос я отвечу позже, сначала позвольте мне сделать комментарий.

Давайте посмотрим реально на ситуацию. Почему мы должны вести дискуссию с мусульманином об одной букве в одной рукописи Евангелия от Иоанна? Думаю, причина в том, что согласно Корану Иисус не был распят. Сура 4:157: «Они говорят «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью)».

Мусульмане должны верить, что Иисуса не распяли. В их писаниях говорится, что все это было обманом. Либо так, либо они должны отвергнуть всю свою религию. Поэтому мусульманин, который публикует это утверждение, считает, что всё Евангелие от Иоанна или, по крайней мере, с 12 по 20 главы - это чистая выдумка. Они считают, что Библия «испорчена» до такой степени, что все рассказы Матфея, Марка, Луки и Иоанна о распятии являются измышлениями. Они верят, что глава 20 Евангелия от Иоанна абсолютно недостоверна, не говоря уже о конкретном стихе 28. Они верят, что Иоанн не писал этого, что это «искажение» или, что даже если он это написал, то он придумал эту историю, которая в действительности является ложью, так как Иисус не был распят.

Итак, почему мы должны спорить с мусульманином по поводу одной буквы в одном стихе в одной рукописной книге, в которую они даже не верят, думая, что она отражает то, что не происходило? Это абсурд. Что нужно сделать с нашими друзьями-мусульманами, так это спросить их, верят ли они, что все главы в Евангелии от Иоанна, а также Матфея, Марка и Луки о воскресении - это выдумка или подделка. Если да, то каковы их доказательство этого? Когда и кем была совершена их поддельность? Как они реагируют на то, что у нас есть рукописи Иоанна, датируемые 2 веком н.э.? Если они не ответят на эти вопросы доказательствами, то мы должны отказаться от дискуссий об одной букве в одной рукописи в одном стихе в одной главе в одной из четырех книг, в которой очень подробно описывается распятие и воскрешение Иисуса, которое они полностью отрицают. Между прочим, они также отрицают нехристианских авторов, таких как Корнелий Тацит и Иосиф Флавий, которые согласны с тем, что Иисус Христос был распят Понтием Пилатом в Иерусалиме.

Мусульмане, которые задают вопрос о том, с какой буквы написано одно слово в оригинале Евангелия от Иоанна 20:28, совершенно неискренны. Они пытаются решить проблему, к которой не имеют никакого отношения. Это похоже на то, как если бы мы были вовлечены в мусульманскую дискуссию по поводу толкования Суры 43:2, как будто нас волнует значение стиха, который, по нашему мнению, вовсе не является вдохновленным. Это их проблема, а не наша, поскольку мы полностью отвергаем даже предположение, что их писание от Бога. Почему мы должны участвовать в этом обсуждении? Поэтому я спрашиваю: почему мы должны общаться с мусульманином об одной букве в одном стихе в Евангелии от Иоанна, когда они считают, что вся книга является подделкой и не вдохновлена Богом (несмотря на то, что в Коране сказано, что Инджил (Новый Завет) вдохновлен!)?

Теперь я отвечу на ваш вопрос об оригинальности текста, но не для того, чтобы ответить мусульманину, которого это на самом деле не волнует, но для того, чтобы помочь вам с этим вопросом. Если мы посмотрим на Евангелие от Иоанна 20:28, мы увидим, что нет действительно существенных споров относительно того, что было в оригинальном тексте, во всяком случае, в научной среде. Вот в чем дело. Вопрос заключается в том, есть ли буквы «ho» в слове «ho theos» (Бог) в этом стихе. Это важный вопрос, потому что в этом отрывке Фома, похоже, говорит Иисусу, что он «его Господь и его Бог».

Вот доказательство. Все древние рукописи единогласны в том, что буквы «ho» были в оригинале. Единственное исключение – Кодекс Безы. Эта рукопись довольно ранняя - конец 5 века н.э. - и представляет собой так называемый западный тип рукописи. Кодекс Безы примечателен тем, что отличается от других древних рукописей больше всех остальных. Насколько я знаю, ученые единодушны в том, что Кодекс Безы не отражает оригинал. Даже либеральный неверующий Барт Эрман утверждает, что в Кодекс Безы «ho» не было вписано писцом по богословским соображениям из-за опасений по поводу патриассианства - желания увидеть Иисуса менее полным человеком, что было общепринятой точкой зрения.

Вы должны знать, что даже сегодня некоторые верные верующие обсуждают точную интерпретацию Евангелия от Иоанна 20:28. Существует законная дискуссия о том, говорит ли Фома, что Иисус - его Господь и его Бог, или что он выговаривает что-то вроде: «О мой Господь (Иисус) и о мой Бог (Отец)». Большинство считает, что Фома признает Иисуса как Господом, так и Богом. Контекст, безусловно, поддерживает этот вывод, и я верю в это. Независимо от того, этот стих, конечно, не учит, что Иисус - это Бог, а не Бог во плоти, о чём ясно говорит Иоанн, например, в Евангелии от Иоанна 8:57-59 и в Евангелии от Иоанна 1:14.

Тогда иудеи спросили Его: "Тебе нет и пятидесяти, а Ты видел Авраама?" Иисус ответил: "Истинно говорю: ещё до того, как был Авраам, Я - Сущий!" Они набрали камней, чтобы бросить в Него, но Иисус скрылся и ушёл со двора храма. (От Иоанна 8:57-59)

Слово стало человеком и поселилось среди нас. И увидели мы славу Его, славу единственного Сына Отца. Слово было исполнено истины и благодати. (От Иоанна 1:14)

Однако повторю, почему мы должны позволять мусульманину, который отрицает саму реальность распятия и полагает, что вся эта тема является чистой выдумкой, участвовать в этой дискуссии? Я говорю, что у них нет никакого смысла вступать в нее, так же, как нам нет никакого дела до обсуждения детального истолкования какого-либо отрывка из Корана, который, как мы полагаем, не от Бога.

Надеюсь, мой ответ вам поможет.

 

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко


Полезно:


Карта сайтаОбратная связь850+ ответов на вопросы по БиблииНачинающему христианину
Фильмы и роликиДуховное воспитание детей

Читайте по теме: