1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Давать деньги в рост - что говорит Библия?

Можно ли христианину давать деньги в рост - давать деньги в долг под проценты? Что об этом говорит Библия?

Ответ:

Ветхий Завет полностью запрещал давать деньги в рост (Исход 22:25, Левит 25:36, Второзаконие 23:19, Неемия 5:7, Псалом 14:5, Иезекииль 18:8, 22:12).

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. (Исход 22:25)

Израильтянам было нельзя давать друг другу в долг "с интересом", с процентом (т.е. в последствии получить больше, кредитовать, давать деньги в рост), хотя некоторое кредитование иноземцам допускалось.

Но мы живем после Нового Завета. А раз не действует запрет на ростовщичество, большинство современных христиан считает, что теперь они могут давать деньги под проценты - в рост. Ранняя Церковь имела несколько другой взгляд:

"Деньги он не даст в рост и не будет ростовщиком", - эти слова выписаны из кодекса христиан, автор Климент Александрийский, 195 г.н.э. (Прим. редактора: Тит Флавий Климент, ок. 150-ок. 215 гг., - христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников).

"Достаточно сказать, что Закон запрещает брату быть ростовщиком" Климент Александрийский, 195 г.н.э.

"Не бери в долг…не давай брату денег в долг в рост" Киприан, 250 г.н.э. (Прим. редактора: лат. Thascius Caecilius Cyprianus, дата рожд. неизвестна, умер как мученик 14 сентября 258г. в Карфагене, епископ Карфагена и важный ранний христианский автор, работал на латыни).

"Если христианин одалживает денег, он не должен ждать прирост – его выгода в том, что он помог в нужде…и надлежит ему не быть скупым, ибо это его обязанность – помочь, так пусть помогает щедро. Но и давать больше, чем он может дать – несправедливо!" Лактанций, 310 г.н.э.. (Прим. редактора: лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; ок. 250 - ок. 325 гг. - ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 г. христианскую веру).

"Пусть пастырь, старейшина или дьякон, кто берет лихву с тех, кому дал в долг, или прекратит так делать, или будет лишен своего звания" Апостольские Конституции, (прим. редактора: Конституции Святых Апостолов, лат. Constitutiones Apostolorum, христианская коллекция восьми трактатов, может быть датирована от 375 до 380 н. э., автор неизвестен).

Читайте также:  Книга Притч поощряет употребление алкоголя?

Культура ранней Церкви (первых четырех веков) не сильно отклонилась от культуры ветхозаветных времен. И сколько же изменилось с тех пор!

В наше время это комплексный вопрос, не то, что в Древнем Израиле: мы многонациональны, у нас церковь не объединена с государством. Хотя тогда была инфляция, но незначительная, в нашем мире многонациональной банковской системы, инвестиций и дивидендов совсем по-другому. В данном случае, возможно, самое лучшее для братьев и сестер найти их собственное мнение по данному вопросу.

 

Есть похожий вопрос: любой долг (кредит) это плохо?

 

Долг (кредит) это грех? В переводе Библии Короля Иакова в послании к Римлянам 13:8 говорится: "Не будьте должны никому ничего, кроме любви друг к другу: тот, кто любит, полностью исполнил закон". (Прим. переводчика: дословный перевод, синодальный перевод "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон"). У меня есть религиозный друг, который трактует этот отрывок, как учение о том, что любые долги - зло, потому что мы не можем быть должны абсолютно ничего и никому (ни банку, ни в прокат и так далее). И он живет в соответствии с этим убеждением. Меня это огорчает.

Я не думаю, что он прав. Но я, конечно, уважаю его убеждения, и, да, я бы хотел, что бы все верующие жили без долгов. Это практика в нашей семье – всегда оплачивать все кредитные карты каждый месяц и подводить итог. (Прим. переводчика: обратите внимание, что в западных странах это может подразумевать, например, то, что весь месяц они "в кредит" берут продукты в супермаркете, в конце месяца получают счет за все покупки и единовременно их оплачивают). Почему мы должны обогащать уже и так богатых кредиторов? Наш дом куплен в ипотеку, но это наш единственный долг, мы работаем, что расплатиться настолько быстро, насколько возможно. Финансовая дисциплина - это серьезная христианская обязанность.

Читайте также:  Библия о предопределении и свободе выбора человека

Давайте объединим все библейские принципы. Кредит - это тяжелое бремя. Но все же есть хорошие долги и плохие долги. Хорошие долги: ипотека (обычно), ссуда на образование и т.п. Плохие долги: кредитные карты, покупка вещей не первой необходимости и тех, что мы не можем себе позволить и т.д. Послание к Римлянам 13:8 не должно быть интерпретировано, как противное любым долгам. Оба Завета вдохновляют на финансовую стабильность, но нигде не запрещают брать взаймы. Этот отрывок говорит о том, что мы должны отдавать наши долги, а не полностью избегать денежных обязательств, связанных с кредитованием. Мы не должны быть "в долгах" постоянно, но наоборот стремиться иметь возможность и другим помогать (по примеру Ефесянам 4:28).

Интересная мысль о займах: Ветхий Завет, казалось бы, запрещает получать прирост с займа. Ученые спорят, запрет был только на ростовщичество (получать прирост, процент) или на любой вид займа. Т.е. мог ли займ без "интереса" означать только взять "потерю" (современным языком разницу из-за инфляции), то строгая интерпретация не кажется проблемой. Это аргумент уместен, если в древние времена инфляция была. Но правда в том, что Израиль был страной, а не просто народом Бога, и главный "национальный банк" мог управлять уровнем отечественной инфляции вплоть до нуля – если люди подчинялись "банку". (Не без сопротивления, наверное!)

Еще Писания учат много об управлении, бережливости и планировании будущего. Некоторые религиозные лидеры не дозволяют сбережения, утверждая, что сбережения подрывают доверие Богу, Который удовлетворяет наши нужды. Ну а как на счет того, что бы не накладывать бремя на других? Если мы не приумножаем деньги (таланты), которые Бог дал нам, хорошие ли мы управляющие? Если у нас нет плана на пенсию и в случае увольнения, что это говорит о нашей дисциплинированности? Я думаю, вы поняли мысль.

Читайте также:  Книга Песнь Песней - толкование и применение

Возвращаясь к нашему вопросу. Нет, я не думаю, что в Библии говорится, что все кредиты это грех. И даже маленький долг это, согласно Библии, принципиально. И брать кредит очень предосудительно. Но нам надо противостоять безжалостному давлению от рекламодателей, PR-специалистов и человеческой жадности.

Вот что говорит Билл Гошон (Bill Goshorn):

"Я не думаю, что кредиты суть добро или зло по своей природе. Наше использование кредитов может быть во благо или во зло. Жить не по средствам и стать рабом наших кредитов - это плохо. Позволить управлять собой желанию получить вещи, которые нам не по средствам, через кредитование - это плохо (и даже если мы можем оплатить все наши суетные желания, я бы задался вопросом, но это уже другая тема).

Например, я вижу, что у многих верующих есть очень большой дом, но в ипотеку. Я не то что бы против, но в каком-то случае вы могли бы назвать такой займ "плохим". Потому что плательщики ипотеки в такой финансовой ситуации, что не могут давать совсем или дают очень скупо по сравнению с тем, кто дает щедро на нужды Церкви. Не говоря уже о том, что это для них бремя. Я мог бы рассказать много анекдотов, но суть вот в чем: я верю – мы можем использовать кредит во благо или во зло, и нам надо быть хорошими управляющими наших кредитов.

На месте тех, кто владеет многим и желает еще большего, даже если они могут себе это позволить, я бы иногда задумывался. Не зависим ли мы от материального мира больше, чем готовы признаться?"

 

 

Автор: Даглас Джакоби

Перевод: Ксения Балдина

Источник: http://douglasjacoby.com


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: