Вопросы и ответы по Библии

Вопрос по статье Гордона Фергюсона "Брак, развод и повторный брак"

Вопрос:

Некоторое время назад я услышал, как люди использовали термин "желание-уступка" или "уступчивая воля Бога" (можно по-разному перевести на русский язык). Я думаю, что он начал использоваться в статье Гордона Фергюсона «Брак, развод и повторный брак». Вот цитата оттуда:

«Таким образом, развод, дозволенный Богом, является льготным по своему характеру, через который видно, что у Бога есть желание-идеал (разводы не разрешаются), и желание-уступка (развод при некоторых обстоятельствах).».

Я изучил эту статью, но всё же не могу принять этот термин. Отношение Бога к разводу очень четко описано в Книге пророка Малахии 2:16. Если Божья воля - это то, чего хочет Бог, то я не могу сказать, что разрешение на развод - это своего рода Его добрая воля. На мой взгляд, здесь Бог поднимает планку еще выше: если обычно свобода выбора находится между грехом и наказанием за него, с одной стороны, и следованием за Богом и вечной жизнью, с другой стороны, здесь Он, кажется, говорит: «Вы можете сделать это и не будете наказаны Мною. Но я хочу, чтобы вы знали, что это не Моя воля для вас, и это не то, что Я действительно хочу». Я бы назвал это проявлением Божьей милости.

Мы можем взять отрывок из Евангелия от Луки 15:11-32 как следующий пример. Я не думаю, что дать сыну часть наследства - это отцовская воля (т.е. то, чего действительно хочет отец), но это проявление его любви и милосердия.

Подводя итог, я бы сказал, что у Бога есть только одна воля. Все, что упоминалось выше, можно назвать уступкой, но не волей. Что Вы думаете об этом?

 

Ответ:

Я бы мог сказать, что технически вы, допустим, правы. Вероятно, для этого можно использовать более точный термин, чем «желание-уступка или уступчивая воля». Возможно, было бы более точно просто называть это просто "уступкой", как вы и подразумеваете. Тем не менее, я буду защищать использование Гордоном этого термина (он – мой друг, поэтому я могу быть предвзятым) по двум причинам:

  1. это традиционный термин, используемый учеными, а Гордон использует общую фразу в ее традиционном значении. Кстати, я уверен, что не Фергюсон придумал этот термин - вы ошибаетесь, думая, что это он;
  2. любые отличия, которые вы упоминаете - это просто вопрос определения терминов, по крайней мере, на мой взгляд. Разногласия по терминологии обычно непродуктивны. Я могу согласиться с тем, что для этого может быть придуман лучший термин, но у меня лично нет проблем с использованием этого, если тщательно определять, как его использовать. Я уверен, что у вас и Гордона не будет никаких богословских разногласий по этому вопросу, поэтому я думаю, что не стоит затевать разбирательство по поводу терминов.

Например, можно сказать, что воля Бога - это предоставление нам уступки для развода. Не Его воля в том, что разводы случаются, но Его воля, что Он предоставляет нам эту уступку. Он решил, Он пожелал, чтобы евреям было позволено это. В этом смысле Гордон Фергюсон использует этот термин. В этом мире случается много того, что не является Божьей волей, только потому, что Он дает нам свободную волю. Воля Бога не в том, чтобы мы делали это, но в том, чтобы у нас была свободная воля! Воля Божья не грешит, как вы и отмечаете, с чем, я уверен, все согласятся. Но то, что у нас есть свобода делать то, что мы выбираем – также Его воля.

Итак, мы можем начать искать мелкие различия, а не разбирать богословие, но не стоит этого делать. С другой стороны, я признателен за вашу искреннюю попытку сформулировать вопрос так четко и попытаться решить его с помощью Библии. Это, безусловно, заслуживает похвалы.

 

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко

Читайте также: