Вопросы и ответы

Как объяснить чудеса в жизни некрещенных, однако верующих в Иисуса людей?

Вопрос:

Несмотря на ясное учение в Библии о крещении как о необходимой части чуда возрождения, как вы объясните опыт изменения жизни людей в различных деноминациях после того, как они «помолятся Иисусу в сердце?»

Ответ:

Во-первых, я много лет практиковал это, поэтому не отрицаю опыт других людей. Истории такого рода не доказывают что-либо и не могут быть опровергнуты. В любом случае для многих людей вера в такие переживания очень эмоциональна. Как мудро сказал Джонатан Свифт: «Если мы видим, что люди отгородились от всего мира ради глупейших «исследований» какого-нибудь пустяка, не имеющего абсолютно никакой практической пользы и смысла, мы метким словом развенчиваем мнимое величие таких изысканий». Я признаю, что есть вещи, в которые я верю, основываясь на своем личном опыте. Доказательства такого рода могут быть весьма убедительными для меня, но умом я понимаю, что подобные истории ненадежны и ничего не доказывают, даже если они что-то доказывают мне лично.

Могу привести сопутствующий пример. Я уверен, что вы знаете многих харизматических верующих, которые будут сообщать вам о таких событиях, как разговоры на иных языках, чудеса, разговор с Богом и тому подобное, к чему вы будете настроены очень скептически. Многие такие верующие даже не были крещены во Христа и, следовательно, не спасены, и, кроме того, библейское утверждение получения чудесных даров только посредством возложения рук апостолов достаточно надежно, что делает их свидетельство почти наверняка недействительным. Если это правда, то многие или большинство таких харизматических переживаний могут быть обусловлены предвзятостью, а не истинным духовным опытом. Тем не менее, как уже говорилось выше, я почти никогда не пытаюсь опровергнуть таких верующих в их опыте, просто потому, что это обычно будет неэффективным. Я предпочитаю призывать таких людей к покаянию и оставляю их на суд Бога, так как это Его работа.

Что касается свидетельств изменившихся жизней тех, кто утверждает, что они спасены, но не являются таковыми, то наша роль не в объяснении таких субъективных переживаний. В Библии нет утверждения, что люди не могут изменить свою жизнь на определенном уровне, основываясь на собственных силах. У многих мусульман есть драматические истории об изменениях в их жизнях. Многие индусы и буддисты тоже поступают так же, как и мормоны и другие. Мать Тереза сделала удивительные вещи и все факты говорят мне, что она была искренней и замечательной женщиной, но это не спасает ее, потому что мы не спасаемся своими делами.

Следует вывод: опыт не доказывает спасение. Искренние люди, которые воплощают библейские принципы в жизнь, увидят изменения в своей жизни. Некоторые из них получат значительные изменения. В Евангелиях есть примеры людей, которые, по-видимому, действительно совершали исцеления, но в этом контексте не были последователями Иисуса. Евангелие от Луки 9:50 - такой пример. Возможно ли существенное изменение жизни без Христа? Однозначно да. В Деяниях 19: 1-7 мы читаем рассказ о группе последователей, которые не были спасены, но все же верили, что с ними все в порядке. Когда они столкнулись с истиной, проявилась их искренность: они приняли истину, были крещены во Христа и, по-видимому, были спасены. Проявлялись ли признаки изменений в их жизнях до этого события? Я уверен, что да.

Это все имеет значение для верующих, которые на самом деле спасены, т.е. были крещены во Христа и получили Святого Духа. Для многих из нас наша вера основана на опыте и изменениях в нашей жизни. Мы часто слышим и даем свидетельства об измененных жизнях и принимаем это как свидетельство работы Бога. Я считаю, что подобные доказательства могут быть истинными. Это, очевидно, может способствовать укреплению нашей веры. Павел использовал пример своей измененной жизнь в качестве доказательства работы Бога. Иисус даже сказал некоторым скептическим потенциальным последователям попробовать действовать как ученики, уверяя их, что изменения, которые будут происходить в их жизни, покажут им, что его послание от Бога (Евангелие от Иоанна 7:17). Многие люди, которых мы учим, начинают видеть довольно драматические изменения в своей жизни еще до своего крещения. Однако мы должны помнить, что даже наши собственные свидетельства и опыт не должны быть единственной основой нашей веры. В противном случае, когда мы видим, как сильно изменились жизни людей, которые наверняка не спасены, это может ввести нас в заблуждение. Кроме того, когда мы проходим борьбу, у нас будет сильное искушение потерять веру, если она основана преимущественно на опыте.

Итак, да, наша вера должна основываться на том, как Бог изменил нас и наши жизни, но прежде всего на фактах из Библии! К таким фактам относятся следующие события: воскресение Иисуса, Его чудеса, Его исполненные пророчества, историческая точность Библии и другие конкретные факты. В Деяниях 2:22-24 Петр использует факты («как вы сами знаете») в отношении исполненного пророчества, чудес и воскресения, чтобы доказать, что Иисус был Тем, кем Он был. Та же ситуация описана в Деяниях 3:12-18. Фактически во всех записанных проповедях в Деяниях Петр и Павел использовали факты, а не личный опыт, чтобы убедить людей в Евангелии. Мы должны следовать этой схеме и в наших беседах с людьми. Не наше дело насмехаться над их опытом и доказывать, что он каким-то образом незаконен. Наша работа состоит в том, чтобы делать то, что христиане сделали в Эфесе в 19 главе Деяний.

В заключение хочу сказать, личный опыт изменившейся жизни не доказывает, что человек является/являлся христианином. Свидетельства могут поддерживать и укреплять веру, но основа для нее не должна формироваться на них. Такие свидетельства подвергаются эрозии с течением времени, однако независимо от нашего опыта Иисус был воскрешен из мертвых.

 

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко

Читайте также: