1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Есть ли ошибки в Библии - описание Тайной Вечери?

Есть ли в рассказе о Тайной Вечере, как пасхальной трапезе, библейские и исторические ошибки?

1. Матфея 26:17-30, Марка 14:12-26 и Луки 22:7-38 называют Тайную вечерю Пасхальной трапезой, как описано в книге Второзаконие 16:5-6, происходящую в четверг 14 Нисана, и что Иисус Христос был распят в пятницу и воскрес в воскресенье.

2. Иоанна 13:1 и 18:28-19:16 описывают, что Иисус и Его ученики проводят Тайную вечерю в ночь на среду 13-го Нисана, а это означает, что Иисус Христос был распят в четверг и воскрес в субботу.

3. В Евангелии от Марка 14:17-15:47 записаны события, которые противоречили праздничным правилам еврейской Пасхи и ущемляли левитские стандарты чистоты во время Пасхи: (1) Иисус оставил Иерусалим и посетил Гефсиманский сад; (2) храмовые стражи носили оружие; (3) первосвященник разодрал свои одежды из-за кажущегося богохульства Иисуса; (4) тело Иисуса сняли с креста; (5) Мария Магдалина приготовила благовония для Его тела; (6) еврейский народ участвовал в римском судебном разбирательстве; (7) Иисус Христос был казнен в первый день праздника; (8) Симон из Кирены выезжал из страны на дальние расстояния; (9) Иосиф купил льняную плащаницу для захоронения Иисуса; (10) Синедрион собрался и осудил Иисуса в ночь на праздник Пасхи. 

4. Деяния 2:42 указывают, что ранние христиане ежедневно отмечали Тайную вечерю, в то время как Пасха была ежегодным мероприятием.

5. 1 Коринфянам 5:7 описывает Иисуса как пасхального Агнца, принесенного в жертву, и поскольку пасхальный ягненок приносился в жертву на четверг 14 нисана, подразумевается, что Он был принесен в жертву на четверг, и, следовательно, Он воскрес в субботу.

6. 1 Коринфянам 15:20 [перевод IBS – прим перев.] описывает Иисуса как первый плод среди умерших, а поскольку еврейские первые плоды преподносились в субботу 16 нисана, то подразумевается, что Он был распят в четверг и воскрес в субботу, а не в воскресенье.

 

Ответ:

 

Вы задали один из самых сложных вопросов в направлении возможных противоречий в Писании. Принимать ли факт противоречия Иоанна с другими синоптическими Евангелиями? Рассмотрим эту возможность. На первый взгляд, действительно кажется, что описание Иоанна о дате Тайной Вечери и распятия отличается от Матфея, Марка и Луки. С моей точки зрения есть две возможности для этого.

Либо:

  1. это на самом деле противоречие, и описание Иоанна является ошибкой;
  2. противоречивое восприятие связано с непониманием того, что говорят Иоанн и другие авторы Евангелия.

Лично я принимаю второе утверждение, что это только кажущееся, но не фактическое противоречие, но, честно говоря, я не совсем уверен, что это правильное мнение. Позвольте мне объяснить свою точку зрения, а также возразить по первому утверждению.

Читайте также:  Где находится тело Иисуса Христа?

Прежде всего, было бы полезно напомнить, что слово "Пасха" традиционно применяется евреями для всего праздника опресноков, в который входит Пасха и праздник первых плодов. В качестве аналогии, например, на Западе часто целый сезон называется "Рождество". Поэтому описание Тайной вечери, как пасхальной трапезы, может просто означать, что она проводилась во время праздника Пасхи, в том числе всего праздника опресноков. Вполне возможно, что Иисус и его апостолы принимали не пасхальную трапезу. Обратите внимание, что нет никаких доказательств того, что на Тайной Вечери был съеден ягненок. Многие элементы ведут нас к выводу, что это не была традиционная пасхальная трапеза. Описание этой точки зрения можно найти в комментариях Тиндаля к Новому Завету по Евангелию от Иоанна. "Простым решением, и оно приводится в этом комментарии, является то, что Иисус, зная, что Он будет мертв, прежде чем наступит обычное время для [пасхальной] трапезы, намеренно провел её тайно на один день раньше.... Конечно, строго говоря, неправильно отмечать "Пасху" в любое другое время, кроме вечера Нисана с 14 на 15, но Иисус не был из тех, кто был связан формальными правилами в чрезвычайной ситуации!... Поэтому по замыслу это была пасхальная трапеза, но без ягненка".

Это многое бы объяснило, в том числе некоторые из других вопросов, которые Вы поднимаете выше. Это могло бы объяснить, почему ноги двух разбойников были перебиты, так что распятие было прекращено до Пасхи. Это могло бы объяснить приношение благовония для захоронения Иисуса и так далее. Согласно этому объяснению, Иисус, ожидая, что Он будет мертв до Пасхи, а также зная, что Он Сам был пасхальным агнцем, отмечал особую Пасху со своими апостолами в ночь перед фактической Пасхой так, чтобы показать символический прообраз отношения между Его смертью и предзнаменованием смерти пасхального агнца, который спас еврейских первенцев из мертвых. Если это объяснение верно, то Иисус умер прямо в то время, когда вечером евреи убивали ягнят в рамках подготовки к пасхальной трапезе. Если это правда, то это будет весьма уместным прообразом отношений между смертью Иисуса и Пасхи.

Читайте также:  Ранние отцы церкви верили, что крещение необходимо для спасения?

Если это правда, то это также объясняет Иоанна 18:28, в котором говорится, что распятие произошло за день до Пасхи, как Вы и отметили. Это также объясняет отрывки Матфея 26:17 и Марка 14:12, в которых ученики спрашивают Иисуса о подготовке еды для пасхального ужина, который был на самом деле не во время фактической Пасхи, а накануне ее.

Вторая возможность состоит в том, что Иоанн, писавший об этих событиях спустя почти шестьдесят лет, просто ошибся. Иоанн не был столь озабочен точной хронологией, как другие евангелисты. Он был больше озабочен основной мыслью и синхронностью праздников. Возможно, Иоанн увидел в Иисусе пророчество о пасхальном агнце, и поэтому спутал факты, и Его убили в то же время, в которое во время Пасхи убивают ягнят. Учитывая все обстоятельства, это была бы относительно небольшая разница. Это бы не опровергло общее утверждение, что Библия богодухновенна. Я не могу категорически отрицать это утверждение, но мне кажется, что даже срок в шестьдесят лет вряд ли бы позволил Иоанну забыть такую значительную деталь, как то, произошло ли распятие до или во время Пасхи.

Поэтому я считаю, что второй вариант является более вероятным. Тайная вечеря представляла собой ужин с блюдами, похожими на пасхальные, и отмечалась Иисусом в ожидании того, что Его смерть послужит исполнением события, прообразом которого служил оригинальный праздник Пасха.

3. Вы упомянули несколько других проблем. В третьем вопросе Вы упомянули целый ряд произошедших событий, которые не соответствуют действиям, которые выполняют евреи во время фактической Пасхи. Я считаю, что мое объяснение покрывает эти вопросы. Некоторые из выявленных проблем в любом случае не могут быть проблемами. Симон из Кирены, возможно, пришел в Иерусалим заранее. Охранники в Храме были исключением, книжники позволяли им в течение многих лет пренебрегать правилом о ношении грузов в субботу, так что евреи не могли подвергнуться вражеской атаке в дни, в которые они могли бы быть уязвимы. Подготовка тел к погребению в субботу также была разрешенным исключением. Евреи нарушили свои собственные правила, проводя допрос Иисуса, поэтому не будет сюрпризом то, что они нарушили некоторые правила Субботы, чтобы осудить Иисуса Христа. Я мог бы продолжать этот список, но если мое объяснение выше верно, они являются спорным моментом.

Читайте также:  Почему не любят христиан: основные причины и выводы

4. Что касается Деяний 2:42, это не является доказательством того, что ранняя церковь ежедневно отмечала Вечерю Господнюю. Фраза "преломление хлеба" почти наверняка относится к Вечере Господней, но фраза "Каждый день.".. в 2:46 об их ежедневных встречах друг с другом не говорит, что они причащались каждый день. Когда в книге Деяний 2:46 говорится, что они преломляли хлеб в своих домах, это почти наверняка ссылка на то, что они просто ели вместе. В то время как Деяния 2:42 описывают Вечерю Господнюю (без ссылки на то, что это происходило ежедневно), Деяния 2:46 её не упоминают, просто рассказывая, что они ежедневно питались вместе в своих домах.

5. Евангелия не констатируют фактический день недели, в который происходили эти события. Вполне возможно, что в году, в котором был убит Иисус, Пасху праздновали с вечера пятницы на день субботы, так что Иисус Христос был убит за день до Пасхи (т.е. в течение дня пятницы), и что Он воскрес в воскресенье, 16 нисана, что приходилось на праздник первых плодов. Таким образом, мое объяснение по вышеуказанным вопросам отвечает на все возражения, которые Вы поднимаете, по крайней мере, насколько я могу судить. Если я правильно понимаю, календарь для 30 г.н.э. согласуется с этой картиной.

6. Как уже упоминалось, сценарий, который я описал, отвечает тому, что 16 нисана началось в субботу вечером и закончилось днем в воскресенье, что соответствует тому факту, что Церковь всегда отмечала воскрешение в воскресенье (исторический факт из истории Церкви), а также согласуется с идеей, что Иисус действительно воскрес на День первых плодов, во исполнение прообраза между Иисусом и праздником первых плодов. Как я уже сказал выше, Библия не говорит нам о днях недели для этих событий, но она говорит нам, когда они происходили по еврейскому религиозному календарю. Я рассматриваю это более подробно в моей книге "Из тени в реальность" (www.ipibooks.com).

Я надеюсь, что я ответил на все ваши вопросы. Если это не так, дайте мне знать.

 

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики



Проповеди