Вопросы и ответы

Является ли грехом для христианина употреблять в пищу кровь (Деяния 15: 28-29)?

Вопрос:

Я недавно прочитал ваш ответ относительно запрета употребления в пищу крови (Деяния 15:28-29). Вы сказали, что этот запрет не корректен, но я нашел нечто очень запутанное в вашем ответе. Вы сказали, что "для христианина не греховно принимать в пищу кровь". Из того, что вы сказали, я понял, что подчинение законам Бога зависит от культуры нашего общества. Вы говорите, что повиновение Богу зависит от того, в какой стране мы живем, и от её культуры? Это библейское утверждение? Например: в США развод является законным, в Австралии проституция является легальной, в мусульманских странах обладание четырьмя женами является законным и так далее. Вы имеете в виду, если культура страны позволяет принимать в пищу кровь, то это законно и в глазах Божьих? Для меня это бессмысленно. Мой вопрос: сказал ли где-либо Бог буквально, что мы можем есть кровь? Павел, кажется, был не согласен с этим [Прим. редактора - это был не Павел, а Иерусалимский Совет, на котором Павел был гостем] - Деяния 15:29: "Воздерживайтесь от пищи, принесенной в жертву идолам, от крови, от мяса удушенных животных и от разврата. И не делайте другим того, чего себе не желаете. Если вы будете соблюдать это, то поступите правильно. Всех благ".

Павел сказал в 1 послании Коринфянам 14: 37-38: "Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть установление Самого Господа. Если кто-то не признает этого, того и вы не признавайте". Как я понимаю, письмо Павла является повелением Господа. Вы можете отвечать или нет на мои вопросы, но я прошу вас не соглашаться с данным вами ранее ответом. Спасибо!

Ответ:

Некоторые вопросы изложены в "черно-белом" виде, потому что Бог ясно о них сказал. Например, несмотря на то, что развод может быть законным в США и проституция является легальной в Австралии, Новый Завет ясно говорит нам, что эти практики являются греховными (Евангелие от Матфея 19:1-11, и я полагаю, вам не нужно искать отрывки о проституции). В этом случае их легализация не меняет тот факт, что это грешно. Лгать является законным в каждой стране, но как и гордость и эгоизм, это всегда греховно, во все без исключения времена, и культура это не поменяет!

Однако есть вопросы, на которые Библия не дает абсолютно твердый и быстрый ответ. Здесь Бог оставил нам принципы, а не законы. Бог дает нам направление в отрывках, таких как Римлянам 14 глава, где Он дает нам советы об обращении с теми, чья вера "слаба". Если практика не греховна по сути, она все еще может быть неправильна, потому что это будет нарушением совести для другого человека, будь он христианином или нет. Павел советует не есть мясо, которое жертвуется идолам, если это приведет к преткновению другого человека, хотя он ясно говорит, что идол это ничто и технически не будет грешным есть мясо, приносимое жертву тому, кого не существует в реальности. Этот принцип также содержится в 1 послании Коринфянам 8:1-13.

Интересно, что руководители церкви в Иерусалиме, по всей видимости, применяли этот принцип в своем решении Иерусалимского Совета (Деяния 15 глава). Несмотря на это, принятие в пищу крови или задушенных животных не греховно, и это не осуждается в Новом Завете (Евангелие от Марка 7:14-19 применимо здесь), мудрые лидеры чувствовали, что эти практики были настолько оскорбительными для евреев - членов Церкви, что ради совести и чувствительности, было лучше ввести добровольное воздержание членов - язычников от такой практики для того, чтобы еврейские ученики чувствовали себя более комфортно в присутствии своих братьев и сестер, обращенных из язычников. Если бы христиане из язычников проигнорировали решение еврейского совета, было ли это грехом? Это спорно, но я говорю, да, это было бы греховно, потому что это означало бы упрямство, отсутствие уважения руководства, возможно, бунтарство и игнорирование принципов, изложенных в Послании к Римлянам 14 главе и в 1 послании Коринфянам 8 главе. Является ли принятие в пищу крови греховным во всех возможных ситуациях? Нет. Иисус объявил все продукты чистыми (Евангелие от Марка 7:14-19), но, как сказал Павел, "все, что не по вере, является грехом" (Послание Римлянам 14:23). Решение в книге Деяний 15:29 не является обязательным для всех христиан, но игнорировать это требование Иерусалимского Совета было бы грешно для христиан - язычников в первом веке, для городов, где были ученики из евреев, так как они были людьми, которым было адресовано это решение.

Вопрос о полигамии является интересным. Эта практика является законной во многих мусульманских странах, и даже в некоторых странах, где ислам не является доминирующей религией, таких как Индия. Таким образом, грешно ли христианину мужчине иметь несколько жен? Новый Завет конкретно не осуждает эту практику. Но опять же специально не запрещено иметь раба. Тем не менее, смысл и тон Нового Завета чрезвычайно очевидны, что практически в каждой мыслимой культуре, покупка другого человека или женитьба на второй жене оскверняет любовь к первой жене или человеку, и будет отвратительно для других христиан и даже многих (или даже большинства) не христиан. Принципы, изложенные в 1 послании Коринфянам 8 главе и в Послании к Римлянам 14 главе, делают эти поступки довольно очевидным, грешным делом. Предостережение Иисуса делать другим то, что вы не хотели бы, чтобы делали тебе, в Евангелии от Луки 6:31 ясно также делает эти практики греховными. Мы не должны иметь специальный отрывок в Библии, что определенное действие греховно, чтобы на основе библейского утверждения решить, что практика действительно греховна для нас.

Но может быть чрезвычайно редкое исключение из этого. Например, если человек должен прийти ко Христу и у него уже больше, чем одна жена, было бы предпочтительнее, чтобы он бросил одну из жен, особенно в культуре, в которой эта жена станет изгоем и не будет иметь экономической защиты? Я говорю, что эта чрезвычайно редкая ситуация может быть исключением. На самом деле, я знаю одну ситуацию, где именно так и произошло. Решением в этой фантастически редкой ситуации стало разрешение брату иметь своих нескольких жен. Даже с рабовладением, в обществе, в котором рабство было правилом, а не исключением, Павел просит Филимона освободить Онисима, но он не требует этого (Филимону стихи 8-11).

Большинство из нас предпочитают черно-белые вопросы. Это особенно верно для молодых христиан, но есть такой факт, что бывают решения, которые зависят от культурной ситуации. Это не какой-то скользкий путь. Вещи, которые явно греховны по библейским стандартам, всегда будут абсолютно греховны, и в этом нет никаких исключений. Ваш пример проституции и развода уместен. Вам не нужно бояться, что если допустить, что вопрос с кровью это серая зона, то все остальное тоже серая зона. Это просто не уместный пример. Тем не менее, мы должны научиться применять библейские принципы, такие как 1 Коринфянам 8 глава и Римлянам 14 глава для вопросов, по которым нет абсолютного утверждения в Священном Писании. Это требует опыта и нуждается в мудрости. Бог ожидает, что если нам не хватает мудрости, мы должны молиться за нее (Послание Иакова 1:5). Я предлагаю вам помолиться за вашу собственную мудрость.

 

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Читайте также: