Разное

Христианство: Суть понятия "Ученичество "

ЧАСТЬ 1 — ТЕОРИЯ

 

Сегодня мы начнем с определений. Что в Библии говорится об ученичестве и как древнегреческий язык толкует это? Кто является учеником? Что имел в виду Иисус в Евангелии от Матфея 28:19 “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”? Необходимо ли стать учеником прежде, чем стать христианином? Если учеником может быть только христианин, как же тогда вы можете стать учеником, до того как вы стали христианином? Это может привести к путанице.

Да, это возможно, особенно когда слова используются для выражения разных вещей. Например, в Библии "Израиль" это имя, которое Иаков получил в рамках завета с Богом. "Израиль", согласно Ветхому Завету, это также содружество народа Божьего. "Израилем" часто называют Северо-Израильское царство или Иеровоама, который привел царство Израиля к идолопоклонству. В дальнейшем, в книгах хроник этот термин иногда относят к самому Израилю – дому Иуды – Южному царству (а не Северному царству). Поэтому недостаточно спросить: "Каково значение этого слова?" Правильным будет вопрос: "Как это слово используется?"

Так обстоят дела с определением "ученик". Раз уж мы заговорили об ученичестве, важно удостовериться, что мы говорим об одном и том же. Этот греческий термин является общим для понятия "студент" или "ученик" – он не подразумевает ничего религиозного или христианского. Слово лишь подразумевает процесс обучения, а не приверженность, хотя и то, и другое присутствуют. Также как и с понятием "Израиль", контекст дает нам подсказку о том, как правильно интерпретировать употребляемое слово.

Процесс обучения предшествует крещению. Поскольку смирение в сочетании в желанием учиться требуется от всех, кто хотел бы познать Бога, то ученичество предшествует спасению. Так процесс продолжается; христианин продолжает учиться - как ученик. Вот почему эти слова могут быть использованы как взаимозаменяемые. В Евангелии от Матфея 28:19-20 Иисус велит апостолам идти по миру: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам..".

Обучение до крещения (Послание Ефесянам 4:21) инициирует процесс ученичества, обучение впоследствии поддерживает его (Послание Ефесянам 4:11). Строго говоря, это греческое высказывание не о крещении учеников, поскольку объектом действия являются нации. Мы должны помогать другим становиться учениками, крестить и учить народы (язычников, с точки зрения апостолов). Конечно, только те представители народов, которые желают быть учениками, могут быть крещены, поскольку крещению должны предшествовать вера и покаяние (Деяния 2:38).

Есть один отрывок в Новом Завете, в котором говорится об учениках, как о тех, кем мы становимся. Евангелие от Иоанна 15:8: "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками ". Для ясности следует пояснить, что в большинстве переводов "будете" означает "покажете себя "; слово "будете" путает нас (хотя это и правильно). Однако мы переводим это так: Иоанна 15:8 говорит о будущем: наша христианская жизнь продолжается. Используются три времени (прошедшее, настоящее, будущее) потому, что процесс начинается в прошлом, продолжается в настоящем и не закончится, пока не достигнет будущего.

Так, с точки зрения преобразования, можно утверждать четыре вещи – все в равной степени верные:

 

1. Мы становимся учениками до крещения. Мы уже начали учиться, даже если большая часть нашего учения и изменения - в будущем. "Ученик" в этом смысле описывает отношение, а не состояние спасения.

2. Мы становимся учениками в момент крещения. Все истинные христиане – ученики. Хотя понятие "ученик" применяется только для христиан в книге Деяний, оно все же хорошо описывает следование за Христом.

3. Мы живем как ученики после того как мы крестились. Мы дали обещание быть учениками Иисуса вечно. Так это слово описывает образ жизни.

4. По мере того, как мы становимся более зрелыми в Слове, мы становимся учениками (все больше и больше). В четвертом случае "ученик" - наша цель: стать христианином, с каждым годом все более напоминающим Христа.

 

Это может показаться странным, но в христианском опыте есть много таких параллелей. Давайте рассмотрим случай, связанный с искуплением. Привёл в царство (Послание Колоссянам 1:13). Итак мы, получая царство (Послание Евреям 12:28). Войдем в Святое Святых (Послание Евреям 10:19). Прошедшее, настоящее и будущее. Богословы называют это "уже, но пока не". Какому великому Богу мы служим! Он ведет нас туда, где мы воплотим Его цели ради нашей жизни. Ученичество и есть христианская жизнь. "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком". Жизнь – движение, направление, рост. Жизнь по исповеди крещения "Иисус есть Господь".

 

ЧАСТЬ 2 — ПРАКТИКА

 

Сейчас я хочу предложить простое исследование, которое вы можете провести с вашим другом. Приятным в этом исследовании является то, что все это из одной и той же Библии. Иисус ведет разговор, и все три отрывка явно говорят нам о том, что значит быть учеником. Нет необходимости прыгать в поисках смысла, и все исследование можно провести за 15-20 минут.

Объясните, что вы не хотите, чтобы ваш друг следовал за Христом, поверив Вам на слово. Обратите внимание на то, что в Евангелии от Иоанна есть три места, где Иисус явно заявляет о том, что значит следовать за Ним, используя слово "ученик". В других отрывках также есть подобные высказывания (Евангелие от Иоанна 12:23-26, например), но только в этих трех местах Иисус объясняет фразеологию ученичества.

Вы также можете спросить, насколько серьезно само слово "ученик". Это что-то для священников, монахов и миссионеров? Почему многие, так называемые христиане, уклоняются от лингвистической концепции ученичества?

Примечание: это наиболее распространенное слово, используемое для христиан в книге Деяний, хотя оно не появляется снова в остальных книгах Нового Завета. Есть несколько терминов, определяющих христианина, каждый делает свой собственный акцент. Различные исследования помогли бы понять то, что значит быть братом, святым, и так далее.
Объясните, что быть "учеником" значит быть студентом, учащимся, проходящим процесс обучения (как мы обсуждали в части 1).

 

Иоанна 8:31-32 "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными".

 

После прочтения этого отрывка, объясните, что Иисус обращается к тем людям, у которых есть хоть какая-то степень веры. Согласия на ментальном уровне недостаточно; мы должны придерживаться Его учения (в буквальном смысле, оставаться в слове Господнем). Как студенты (ученики) Христа, у нас есть то, что мы должны изучить (слово) — это Кто-то, Кого мы должны изучить, познать (Христа).

Направляя нас к учению, Иисус подчеркивает важность Писания, а также безотлагательность послушания. Господь требует послушания от тех, кто будет следовать за Ним.

Если у вас есть время, вы, возможно, захотите продолжить чтение, перейдя к стиху 34, где Иисус разъясняет, что свобода (стих 32) является свободой от греха. Или, может быть, к стиху 37, который дает нам повод для несогласия со следующей истиной: сердце, в котором нет места слову Иисуса. Толпа отвергла это учение, бросив камни в Иисуса (стихи 58-59), лишь потому, что Он дал им вызов покориться слову!

Спросите: "Вы также относитесь к Божьему Слову?" Или спросите: "Свободны ли вы?" Если ответ отрицательный, покажите, что на это есть причина: непослушание слову Бога. Вера без послушания не спасает (Деяния 5:32; Римлянам 1:5; 16:19).

 

Иоанна 13:34-35 "Новую заповедь Я даю вам: да возлюбите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы возлюбите друг друга. Так все будут знать, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга".

 

Во второй раз в Евангелии от Иоанна Иисус явно объясняет, что есть ученичество. Он обращает особое внимание на отношения. Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. В Евангелии мы видим, как это показано, и через Крест мы понимаем, каких глубин может достичь истинная любовь.

 

1 Иоанна 3:16 "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем".

 

Именно в общине веры (с братьями и сестрами) мы можем испытать и демонстрировать такую любовь. Такого рода любовь включает растворение этнических и экономических барьеров; прощение тех, кто был несправедлив к нам; участие в жизни других; приветствие личных вопросов; признание греха и т.п.

 

Предполагается, что в мире должно быть заметно, что мы следуем за Христом. Наша вера может быть личной (конечно, это так!), но она ни в коем случае не должна принадлежать только нам.

Спросите: "Приведите примеры, когда вы были в кругу верующих людей, где каждый любит и ожидает лучшего друг от друга?" Объясните, что приверженность телу Христа является ключом к таким исключительным отношениям.

 

Иоанна 15:8 "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете (буквально, станете) Моими учениками".

 

В дополнение к тому, чтобы придерживаться учения Христа и любить друг друга, мы призваны приносить плоды. То есть, Он ожидает, что мы будем продуктивны. На самом деле, Бог хочет, чтобы мы были очень продуктивны (приносили много плодов).
В Библии мы находим, по крайней мере, девять плодов, и мы должны сопротивляться искушению ограничиваться "плодами" одного вида. Когда мы работаем вместе, как люди Божьи, мы получаем большой урожай плодов: плоды Духа, спасение душ, истинное поклонение и так далее. Спросите: "Приносите ли вы плоды для Господа?"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спросите: "Когда вы стали учеником Христа?" Было бы трудно подчиняться Писанию, быть глубоко вовлеченным в духовные отношения и приносить много плодов, не будучи истинным учеником. Если понятия в данном изучении являются для вашего друга новыми, это означает, что он или она прежде не принимали решения быть учеником Иисуса.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Ожидать, что кто-то живет такой же жизнью, как зрелый ученик, прежде чем он / она получат Святого Духа, вряд ли разумно. И все же первоначальное решение следовать и узнавать Христа должно быть принято. Это является необходимым условием для спасения и это является частью покаяния.
Спросите: "Вы хотите стать учеником?" Объясните: "Если да, Иисус ожидает от вас этого. Почему бы вам не пойти домой и не подумать над этим вопросом. Мы можем поговорить об этом еще завтра / после собрания / на следующей неделе".

 

НЕМНОГО О ЖЕНЩИНАХ


Редкое слово mathētria (произностится как Маh-they-tree-аh) известно как гапакс (от греческого слова "один раз"), так как в Новом Завете оно встречается лишь однажды в книге Деяний 9:36. В Новом Завете есть много "гапаксов", например, бериллий, топаз, хризопрас, гиацинт и аметист - драгоценные камни Откровения.

Mathētria означает ученица; это женский род от mathētēs, который сам по себе включает оба рода. Если вы не знакомы с Тавифой (Доркас) (Книга Деяний 9:36), женщиной, которая внесла довольно большой вклад еще при жизни, пожалуйста, взгляните на условия, в которых появляется этот прекрасный гапакс. Господь призывает мужчин и женщин к одному и тому же. Этот факт должен оказывать влияние на церковь, начиная с равного уважения к обоим полам. Тавифа был ученицей до самого конца - хотя в её случае конец наступил дважды. Она имела две возможности быть верным учеником до самой смерти!

 

 

 

Даглас Джакоби

Перевод: Фарида Залялютдинова

 

 

Читайте также: