1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...

Молитва грешника и Библия (история популярной доктрины)

Сегодня мы рассмотрим статью, которая описывает историю церковной практики под названием «Молитва грешника», откуда она взялась и имеет ли основание из Библии. Важно понимать, откуда берутся разные церковные практики и обычаи. Соответствуют ли они Библии?

 

Молитва грешника и этапы ее зарождения

 

«К. С. Льюис использовал термин «великий потоп бессмыслицы», чтобы описать, как люди используют современные идеи для толкования Библии. Одним из таких примеров, возможно, лучшим из примеров, является метод обращения, называемый «Молитвой грешника». Он более известен под названием «Четыре духовных закона».

Льюис использовал этот термин, чтобы описать, что происходит, когда кто-то ссылается на Библию, основываясь только на том, что он или она знает. Вместо этого евангелист должен сначала изучить практику обращения из Писаний, а затем рассмотреть эту тему в свете двух тысяч лет ее трактовки другими мыслителями. Как бы то ни было, новый метод, популяризированный благодаря недавним реформациям, заменил библейскую практику.

Сегодня сотни миллионов людей придерживаются системы убеждений и практики спасения, которых никто не придерживался до относительно недавнего времени. Понятие, что человек может молиться Иисусу в своем сердце и что крещение – это всего лишь внешний атрибут, на самом деле, являются идеями последнего времени. Сама "молитва грешника" относится к эпохе Билли Сандея; однако основание для молитвы о спасении было заложено за несколько сотен лет до этого.

Рассмотрим следующий призыв помолиться молитвой грешника:

«Примите Христа в свое сердце через молитву, и он примет вас. Неважно, к какой церкви вы принадлежите или делали ли вы когда-нибудь добрые дела. Вы родитесь свыше в тот момент, когда примете Христа. Он стоит у двери и стучит. Вам даже не нужно избавляться от вредных привычек, просто доверяйте Христу, как Спасителю. Бог любит вас и прощает вас безоговорочно. Любой человек может быть спасен, если он… примет Христа, прямо сейчас! Давайте молиться о том, чтобы Христос вошел в ваше сердце».

Звучит знакомо? У этого метода обращения были далеко идущие последствия во всем мире, поскольку многие считают это основой своего спасения. Но каково историческое значение такого обращения? Как процесс рождения свыше, о котором Иисус говорил в 3 главе Евангелия от Иоанна, соотносится с молитвой в чьем-то сердце? Я считаю, что это была ошибка, возникшая вскоре после Реформации, которая в конечном итоге вызвала великое разрушение и смятение в христианском мире. Предоставив краткую справку о ее историческом развитии, я надеюсь показать, как эта ошибка послужила возникновению «великого потопа бессмыслицы».

 

Реформация

 

Несмотря на то, что после Реформации не все было идеально, но впервые за тысячу лет население в целом стало читать Писания. К началу 1660-х, спустя сто лет после Реформации, возникли различные ветви европейского христианства, которые разделялись по национальному признаку. Например, немцы следовали за Мартином Лютером. Были также кальвинисты (пресвитерианцы), англиканская церковь (еспископальная), различные ответвления анабаптистов и, конечно же, римская церковь (католики). Большинство из этих групп пыталось возродить ослабевшую веру своих уже традиционных деноминаций. Однако консенсус не был достигнут по таким вопросам, как рождение свыше, крещение или спасение – даже между протестантами.

Большинство по-прежнему придерживалось идеи крещения младенцев, хотя они не соглашались с его значимостью. Проповедники, как правило, преуменьшали значение крещения, потому что люди прятали недостаток своей веры за словами: «Я крещеный лютеранин и точка». Влияние проповедников в конечном итоге привело к популярному представлению о том, что люди были прощены при крещении в младенческом возрасте, но еще не были рождены свыше. Большинство протестантов было сбито с толку или неоднозначно относилось к связи между рождением свыше и прощением.

 

Великое пробуждение

 

Великое пробуждение явилось результатом фантастических проповедей, проводившихся в Европе и восточных колониях в начале и середине 1700-х годов. Несмотря на неоднозначность практики крещения, проповедники Великого пробуждения создали условия, которые заставили людей осознать свою потребность в покаянии, будучи во взрослом возрасте. Опыт, который люди искали, был разнообразным. Джонатан Эдвардс, Джордж Уитфилд и Джон Уэсли продвигали идеи радикального покаяния и рождения свыше. Хотя из их проповедей многое можно узнать, они не решают проблем, связанных с крещением и обращением.

В конце концов, следующий библейский отрывок, написанный для вдохновения теплых христиан, стал популярным инструментом для обращения нехристиан:

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия… Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:14-20).

Этот отрывок был явно написан для теплых христиан. Теперь рассмотрим, как лектор Джон Уэбб использовал этот отрывок в середине 1700-х годов в качестве основы для евангелизации нехристиан:

«Это обещание союза с Христом; другими словами, я приду к нему. То есть если любой Грешник только услышит мой Голос и откроет Дверь, и примет меня по Вере, я войду в его Душу и объединюсь с ним, и сделаю его живым членом этого мистического тела, из которого Я - Глава» («Одеяние Христа для грешника», 14).

Читайте также:  Иисус Христос пришел открыть людям Бога

Проповедники очень полагались на Откровение 3:20. Говоря от первого лица, глядя в глаза грешника, проповедники начинали говорить за Иисуса, увещевая: «Если бы вы просто позволили мне войти и вечерять с вами, я бы принял вас». Даже язычники, которые никогда не были крещены, отвечали с тем же или даже с большим чувством, чем прихожане. В результате все больше проповедников христианского мира пришли к выводу, что крещение было всего лишь внешним атрибутом – только внешним признаком внутренней благодати. На самом деле, Ульрих Цвингли впервые выдвинул эту идею.  Нигде в истории церкви такая идея не была записана. Она появилась в Писании только тогда, когда начался великий потоп бессмыслицы. Другими словами, она появляется в Новом Завете только из-за воображения читателей под влиянием этого явления.

 

Место для плачущих

 

В 1730-х или 40-х годах возник метод, который практически был забыт за последние сто лет. Задокументировано, что в 1741 году пастор по имени Элеазар Уилок использовал технику под названием «место для плачущих». Насколько известно, он обращал грешников, заставляя их садиться на переднюю скамью. В ходе его проповеди «спасение нависало над их головами». После этого грешники, как правило, были открыты для наставлений и увещеваний. На самом деле, как оказалось, они готовы были принять любой рецепт, который им выписывал врач-проповедник. По словам очевидцев, ложные обращения приумножались. Чарльз Уэсли некоторое время применял эту практику, но потребовалось около ста лет, чтобы эта тактика укоренилась.

 

Кейн-Ридж

 

В 1801 году в Кейн-Ридже, штат Кентукки, произошло сенсационное пробуждение, которое продолжалось несколько недель. Предположительно, люди лаяли, катались по проходам и бредили, потому что долгое время находились в сильной жаре без пищи. Это привело к злоупотреблению эмоциями, поскольку тысячи людей покинули Кентукки с безумными представлениями о рождении свыше. Сегодня это обычно рассматривается, как насмешка над христианством.

События в Кейн-Ридже породили ожидания от проповедников и тех, кто ищет религиозный опыт. В Америке началось Второе Великое пробуждение, уступающее первому. Проповедники были в восторге от идеи, что они могут привести (с помощью манипуляций) людей к обращению. Свидетелем этой истерии в XIX веке стал Дж. В. Кумбс, который выражал недовольство этой техникой:

«Призывы, песни, молитвы и внушение от проповедника приводят многих в состояние транса. Я помню, как в детстве видел десять или двадцать человек, лежавших без сознания на полу в старой деревенской церкви. Люди называли это обращением. Наука говорит, что это гипнотическое воздействие, самогипноз… Грустно, что христианство вынуждено терпеть безумие таких движений» (Дж. В. Кумбс, «Религиозные заблуждения», 92ff).

Собрания в Кейн-Ридж стали парадигмой для возрожденцев на протяжении десятилетий. Адвокат Чарльз Финни в следующем поколении стал систематизировать опыт Кейн-Ридж, используя «место для плачущих» Уилока и Писания.

 

Чарльз Финни

 

Только к 1835 году Чарльз Грандисон Финни (1792-1875) стал продвигать систему, используемую Элеазаром Уилоком. Вскоре после своего собственного обращения он оставил свою юридическую практику и стал пастором, преподавателем, профессором и путешествующим ривайвелистом. Он использовал практику «места для плачущих», которую он назвал «место для кающихся грешников», и разработал теологическую систему вокруг нее. Финни был откровенен о своей цели использования этой техники и написал следующий комментарий в конце своей жизни:

«Церковь всегда считала необходимым иметь что-то подобное, чтобы достичь этой цели. Во дни апостолов для этого использовалось крещение. Евангелие проповедовалось людям, а затем всех, кто хотел быть на стороне Христа, призывали креститься. Это имело тот же эффект, что сейчас производит место для кающихся грешников, - публичное проявление своей решимости быть христианами».

Из-за этой инновации Финни приобрел множество врагов. Практика «места для кающихся грешников» считалась психологической техникой для манипулирования людьми, чтобы побудить их к поспешному исповеданию веры. Это считалось эмоциональным обращением под влиянием какого-то животного магнетизма проповедников. Конечно же, это был предшественник методов, используемых многими телеевангелистами двадцатого века.

В оппозицию движению Финни, Джон Невин, протестантский пастор, написал книгу «Скамья для кающихся грешников». Он собирался защитить деноминации от этого нового отступления. Он назвал новые приемы Финни «ересью», «Вавилоном экстравагантности», «фанатизмом» и «шарлатанством». Он также заявил: «Нам пускают пыль в глаза, мы должны разумно рассмотреть все это и отступить от этого разрушительного пути». Оказалось, что слова Невина стали в какой-то степени пророческими. Система, принятая Финни, заменила библейское крещение и стала основой для популярного плана спасения, который стал нормативом в XX веке, благодаря трем Биллам – Билли Сандей, Билли Грэму и Биллу Брайту.

 

Дуайт Муди и Р. А. Торри

 

Читайте также:  Принципы толкования Библии (4 золотых правила читателя)

Тем не менее, только к концу жизни Финни стало очевидно для него и для всех, что «скамья для кающихся грешников» привела к большому числу уходов. К 1860-м Дуайт Муди (1837 - 1899) стал новым апостолом в американском евангеликализме. Он взял систему Финни и модифицировал ее. Вместо того, чтобы призывать людей к публичному решению, которое, как правило, являлось результатом давления, он просил людей присоединяться к нему и его обученным консультантам в комнате под названием «Комната для вопросов». Хотя подход Муди помог избежать некоторых ошибок, встречающихся в финнизме, он по-прежнему был производной, или преемником, системы «скамьи для кающихся грешников».

В «комнате для вопросов» консультанты просили потенциального новообращенного ответить на некоторые вопросы, учили его из Писания, а затем молились с ним. Идея о том, что молитва является концом этого процесса, была слабо связана с обращением в 1700-х годах. К концу 1800-х годов это стало стандартной практикой для «принятия Христа», поскольку влияние Муди распространилось как на Соединенные Штаты, так и на Соединенное Королевство. Именно здесь начала систематически использоваться «Молитва грешника», но она так не называлась до прихода Билли Сандея.

Р. А. Торри сменил Муди на его посту в служении в Чикаго после его смерти в 1899 году. Он модифицировал метод Муди, чтобы задействовать уличные обращения «прямо на месте». Торри популяризировал идею мгновенного спасения без каких-либо условий, хотя он никогда не намеревался применять ее в такой мере. Тем не менее, «принять Христа сейчас, прямо здесь» стало нормой. С того времени стали более распространены идеи о спасении вне церкви или о жизни под водительством Христа.

 

Билли Сандей и Пасифик-Гарден-Мишн

 

Между тем, в Чикаго Билли Сандей, известный бейсболист из Айовы, был обращен в церкви Пасифик-Гарден-Мишн. Эта церковь была наиболее успешной в Чикаго реализацией программы Муди. В конце концов, Сандей покинул бейсбол, чтобы проповедовать. У него было отличное умение очаровать публику, и он стал одним из первых людей, которые смешивали идеи развлечения и служения. К началу 1900-х годов он стал очень известным лидером евангелизационных кампаний. В своих кампаниях он популяризировал метод Финни-Муди и включил в них элементы циркового представления. После проповедей об огне и сере, тяжелых моралистических посланий с политическим подтекстом и юмористического, если не причудливого поведения, предлагалось спасение. Часто оно было связано с молитвой, а в других случаях людям говорили, что они спасены, потому что они просто пришли по «следу из опилок» его здания для собраний к тому месту, где они находились сейчас. Со временем людям стали говорить, что они спасены, потому что они публично пожали руку Сандея, признав, что они последуют за Христом.

Билли Сандей умер в 1935 году, оставив после себя сотни подражателей. Более всего Билли Сандей поспособствовал тому, что такие евангелизационные кампании стали приемлемыми для всех деноминаций, что в конечном итоге привело к изменению их богословия. Большие религиозные организации, очарованные успехом, оставляли свои сомнения по поводу такой практики обращения, чтобы воспользоваться преимуществами потенциальных обращений из таких евангелических кампаний.

И Дуайт Муди, и Билли Сандей признали, что они не обладали нужной информацией об истории церкви к тому времени, как они уже ухватились за свою концепцию. Это очень важно, потому что феномен «места для кающихся грешников» и другие ответвления этой практики не упоминались ни в Писании, ни в истории ранней церкви.

 

Билли Грэм, Билл Брайт

 

Билли Грэм и его евангелизационные кампании стали следующим шагом в развитии этой практики. Билли Грэм был обращен в 1936 году в евангелизационной кампании, проведенной в стиле Сандея. К концу 1940-х для многих стало очевидным, что Грэм станет продвигать евангеликализм. Его евангелизационные кампании объединили в себе все, что было сделано со времен Чарльза Финни и до Билли Сандея, за исключением того, что он добавил респектабельности, чего не хватало другим. В 1950-х консультанты в кампаниях Грэма использовали молитву, которая периодически использовалась в течение некоторого времени. Это началось с молитвы из его «Четырех шагов к миру с Богом». Оригинальная четырехступенчатая формула появилась в эпоху Билли Сандея в трактате «Четыре вещи, которые Бог хочет, чтобы вы знали». Система призыва к покаянию Грэма была усовершенствована четко регламентированной музыкой, подготовленными консультантами и речевыми техниками, направленными на то, чтобы помочь людям «принять Христа, как спасителя».

В конце 1950-х Билл Брайт придумал точную формулировку популярных в настоящее время «четырех духовных законов», чтобы рядовой верующий мог применить опыт евангелизационных кампаний в гостиной своего соседа. Конечно же, этот метод привел к созданию «молитвы грешника». Те, кто откликнулся на евангелизационные кампании и проповеди, могли применить этот опыт дома, когда они молились:

«Господь Иисус, я нуждаюсь в Тебе. Благодарю Тебя за то, что Ты умер на кресте за мои грехи. Я открываю дверь своей жизни и принимаю Тебя, как моего Спасителя и Господа. Благодарю Тебя за то, что ты прощаешь мои грехи и даешь мне вечную жизнь. Возьми контроль над моей жизнью. Сделай меня тем человеком, которым Ты хочешь, чтобы я был».

Читайте также:  Зачем Иисус Христос пришел на землю?

Позже, в 1977 году, Билли Грэм опубликовал известную работу «Как родиться свыше». Из всех отрывков Писания, которые он использовал, он ни разу не воспользовался знаменательным событием рождения свыше, описанным во второй главе книги Деяний. Катаракта (слепое пятно) не дала ему увидеть самое мощное событие обращения во всем Писании. Я догадываюсь, что акцент на крещении и покаянии для прощения грехов был несовместим с его подходом.

 

Живая Библия и последователи

 

К концу 1960-х казалось, что почти каждый евангелик напечатал какую-то форму «Четырех духовных законов» в последней главе своих книг. Даже Библия была напечатана с этой теологией, вставленной в Божье Слово. Таким образом, с начала 1960-х, когда были выпущены части «Живой Библии», этот перевод был выбран для евангелизационных кампаний. Новый Завет был выпущен в 1967 году, а вся Новая Живая Библия – в 1971 году. Излюбленным отрывком, часто цитируемым в этих евангелических кампаниях, были стихи из Евангелия от Иоанна:

«Даже на своей земле и среди своего народа, евреев, он не был принят. Только некоторые приняли его. Но всем, кто принял его, он дал право стать детьми Божьими. Все, что им нужно было сделать,  - это поверить, что он спасет их. Все те, кто верят в это, рождаются свыше! – не физическим возрождением в результате человеческой страсти или плана – но по воле Бога» (Иоанна 1:11-13, Живая Библия, курсив мой).

Слова, выделенные курсивом, отсутствуют в оригинальном греческом тексте. Это явная вставка, помещенная в текст переводчиком Кеннетом Тейлором. Я не уверен, что даже Свидетели Иеговы делали такие наглые вставки в свои искаженные Писания. В защиту истинных мотивов Тейлора скажем, что Живая Библия создавалась в первую очередь для детей. Однако издатели должны были исправить ошибочный стих в 1960-х годах. В 1990-х годах они немного подправили его в обновленном переводе ЖБ, но только после того, как вред уже был причинен. В течение десятилетий ведущие евангелики использовали ЖБ и беспочвенные доказательства, чтобы оправдать такой сильный «момент веры», как спасение, даже не зная, что их Библия испорчена. Этот метод использовался целым международным сообществом издателей, университетов и евангелических ассоциаций. Фразы: «Примите Христа» и «Уверуйте в Иисуса, как в своего личного спасителя,» - наполняли эфиры, проповеди и книги. Программа обучения консультантов Джеймса Кеннеди «Вспышка евангелизма» помогла этой концепции обращения прийти к международному успеху. Миссионеры повсюду обучались теологии «Молитвы грешника». Евангеликализм обладал большой численностью, деньгами, медийными личностями Грэма и Кеннеди, и любая попытка заговорить о другом плане спасения осуждалась, как сектантство и «ересь».

Большинство евангеликов не знают, откуда взялась их практика или как христиане, жившие в другие периоды, понимали библейское обращение. К. С. Льюис относится к этому, как к хронологическому снобизму, когда мы не пересматриваем наши убеждения в контексте выводов других людей:

«Возможно, больше всего нам нужны глубокие знания о прошлом. Не из-за того, что в прошлом было какое-то волшебство, но потому что мы не можем изучать будущее, но все же нам нужно что-то противопоставить настоящему, чтобы напомнить нам, что фундаментальные представления в разные периоды были совершенно разными, и многое, что кажется необразованным людям определенным, - это всего лишь временная мода. Человек, который жил в разных местах, вряд ли обманут заблуждениями, принятыми в его родной деревне; исследователь пожил во многих временах и, следовательно, в какой-то степени невосприимчив к великому потопу бессмылицы, который льется из прессы и микрофонов его собственной эпохи» («Обучение во время войны», 1939 г.).

Хотя большинство делает это неосознанно, евангелики своей бессмысленной практикой отдаляют церковную аудиторию от реальной картины обращения».

Эта статья представляет собой обзор текущего исследовательского проекта.

Краткая библиография:

Иэн Мюррей, «Система приглашения», Великобритания, «Hunt Barnard & Co», буклет.

Джон У. Невин, «Скамья для кающихся грешников» (обновленная), Нью-Йорк, «Garland», 1892, 1977.

Эрик Гритч, «Рождение свыше: перспективы движения», Филадельфия, «Fortress», 1982.

Р. А. Торри, «Как приводить людей ко Христу», Нью-Йорк, «Fleming H. Revell», 1893-1910.

Питер Тун, «Рождение свыше: библейское и теологическое исследование регенерации», Гранд-Рапидс, «Baker», 1987.

Г. Р. Маклендом, «Скамья для плачущих», «Южная Баптистская Теологическая Семинария», 1902.

Джон Флавел, «Христос, стучащийся в дверь сердца грешника», Нью-Йорк, «American Tract Society», 1689.

Оскар С. Брукс, «Драматизм решения», Хендриксон, «Peabody», 1987.

Билли Грэм, «Как родиться свыше», Вако, «Word», 1977.

Джон Уэбб, «Одеяние Христа для грешника», Серия ранних американских оттисков.

Джордж И. Моррис, «Тайна и смысл христианского обращения», Нэшвиль, Всемирный Методистский Совет, 1981.

 

 

 

Автор: Стивен Стейтен – Чикаго, штат Иллинойс, США

Перевод: Куроедова Ольга

Источник: www.teachicoc.org


Христианские тесты онлайн



Последние статьи и новости:




Видео и ролики: