Разное

Илия и Елисей – два разных стиля служения

I. Эффектные и драматические появления Илии в хрониках заслоняют собой длительные временные паузы, в которые его не видно и не слышно. Эти "полосы молчания" занимают годы, в то время как его появления на людях  - очень короткие эпизоды (судя по описанию, от одного до нескольких дней), после чего он опять надолго исчезает. Практически все его время служения – время уединения.

Только 3 подобных момента описаны в летописи – пребывание у потока Кедрон, нахождение в доме вдовы из Сарепты Сидонской и путешествие к горе Хориву. Видно, что именно его времена уединения формировали его как личность  человека Бога и подготавливали для очередного публичного выступления. Люди не видели этой скрытой от всех стороны его жизни, запоминались и становились легендами лишь его эффектные появления, исполненные силы.

Оказавшись на время отпуска в высокогорном таджикском поселке, я был на это время выключен из привычного информационного потока. Просиживая на скале рядом с горным потоком,  под шум воды на камнях я размышлял об этой, скрытой, стороне жизни Илии. Если суммировать по времени все появления его на людях в летописях, вряд ли они составят хотя бы месяц. Вся остальная его жизнь – это уединение. Подробно описанный эпизод после избиения пророков Ваала наглядно показывает, какими бурными были эти периоды молчания. Появления Илии на людях подобны извержениям вулкана, которые медленно подготавливались в предшествующий период.

"Илия был человек, подобный нам" (Послание Иакова 5:17), "я не лучше отцов своих" (3-я книга Царств 19:4) – Илия был не более харизматичен, чем любой из нас. Сила и яркость его публичных выступлений полностью основаны на его долгих временах уединения, наполненных общением с Господом. История из 3 Царств 19 гл. – это 40-дневный пост Иисуса + его же Гефсиманский сад в одной обойме. Видно, каких усилий требовалось от Илии, чтобы освобождаться от своих страхов и навязчивых мыслей – 3 Царств 19:9-10, 13-14.

Господь лечил его долгими по времени свидетельствами своей заботы (3-я книга Царств 19:5-8), а также драматичными молитвенными временами (3-я книга Царств 19:9-12).

Эта "подводная часть айсберга" в истории про Илию долгие годы оставалась скрытой от меня. При упоминании его имени перед глазами вставала сцена с огнем, падающем на залитый водой жертвенник, гибель солдат, явившихся за ним, или огненные кони, уносящие его на небеса. Вторым эшелоном вспоминались чудеса в доме вдовы, вороны с хлебом и мясом в клювах. Эта "верхушка айсберга" – результат той огромной, многолетней, невидимой всем внутренней работы, которая лишь отчасти приоткрыта нам в 19-й главе 3 Царств.

 

II. Служение Елисея по тому, как оно описано в хронике, выглядит полной противоположностью служению Илии. Оно полностью социально. Мы ни разу не видим, что Елисей исчезает непонятно куда. Место его проживания всегда известно, и не только в Израиле, но и в соседних странах, его всегда можно найти. Он открыт для встреч. Он всегда среди людей, всегда вовлечен в отношения, все время в гуще текущих проблем, начиная с первого своего появления в качестве самостоятельного пророка – 4 Царств 3:10-19.

Илия скрывался в пустынях или на территории соседнего государства. Елисей живет, не таясь от всех. Большая часть его служения – удовлетворение нужд людей, независимо от социального положения просящего и независимо от степени тяжести проблемы, какой бы мелкой она не выглядела, от неизлечимой болезни до оброненного в воду топора (4-я книга Царств 6:4-7).

Я не хочу противопоставлять Илию и Елисея по принципу "кто лучше". Бог говорил через пророков многократно  и многообразно, у каждого была своя роль и своя задача.

Илия – свидетельство могущества, величия и ревности Бога.

Елисей – наглядное воплощение Его заботы о своем народе, для которой не существует мелочей.

Характерно, что в памяти людей остался именно Илия. Скромное повседневное служение нуждам людей – то, в чем они гораздо более нуждаются, чем в эффектных шоу, напоминающих о всемогуществе Бога (хотя они тоже важны!) Но это служение менее благодарно, судя по памяти людей. Важно, что Иисус в своем служении избрал линию Елисея (полную вовлеченность в жизнь людей с их нуждами и проблемами).

Люди запомнили Илию, но Господь напомнил им о Елисее.

 

 

Автор: Михаил Калинин

Читайте также: