1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...

Евангелие от Иоанна 15 глава. Толкование. Истинная лоза

Мы предлагаем вашему вниманию толкование Евангелия от Иоанна 15 главы, где Иисус Христос говорит о том, что Он истинная виноградная лоза.

 

Толкование Евангелия от Иоанна 15 главы. Вступление

 

Ученики только что были на пасхальном ужине вместе с Иисусом. Он в Своей скромности омыл им ноги и начал рассказывать про события, которые последуют за Его распятием. До конца неясно, насколько ученики понимали, что именно должно произойти, но Иисус продолжает успокаивать и готовить их к Его скорой смерти. Помимо пасхального ужина, омовения ног и слов Иисуса в 14 главе Иоанна о Его пути к Отцу и обещания Святого Духа Иисус также подчеркивает темы единства, послушания и любви. Это место в Писании, так же как и главы с 15 по 17, продолжает эти темы, и все эти главы становятся известными как прощальная речь Иисуса.

Иисус знает, что вскоре покинет учеников, и Он посвящает это время, чтобы подготовить их к «миссии на время Своего отсутствия между вознесением и возвращением» (Bolt, Peter, “What Fruit Does the Vine Bear? Some Pastoral Implications of John 15:1-8,” The Reformed Theological Review: 17, accessed April 26, 2018, EBSCOhost ATLA Religion Database with ATLASerials). Из всего Евангелия от Иоанна и этих глав прощальной речи Иисуса видно, что для Него было важным подготовить и вдохновить Своих последователей. Он хотел рассказать, как они могут сохранять отношения с Ним, хотел вдохновить их не уходить от Него, а продолжать жить в такой же любви, какую Он им показал. Дериксон говорит: «Иисус говорил о Своих отношениях с учениками как об источнике жизни для них и как о служении, которое будет продолжено через Дух Святой после Его ухода. Ученики же отреагировали с беспокойством и печалью. Иисус обнадеживает и утешает их» (Derickson, Gary W, “Viticulture and John 15:1-6,” Bibliotheca Sacra 153 (Spring 1996): 47, accessed April 26, 2018. EBSCOhost ATLA Religion Database with ATLASerials). В евангелии от Иоанна 15:1-17 в аналогии лозы и ее ветвей Иисус суммирует эти важные идеи. В этом отрывке Иисус готовит учеников ко времени Своего ухода с этой земли, призывая их оставаться с Ним в подчинении и любви. Придерживаясь этого пути, христиане принесут плод праведности и спасения и сохранят отношения, которые принесут славу Богу.

 

Виноградарство в Палестинской культуре

 

Отрывок из Иоанна 15:1-17 построен на аналогии лозы и ветвей, поэтому будет сложным его понять без рассмотрения виноградарства в дни Иисуса. Неудивительно, что Иисус использует сельскохозяйственную аналогию, потому как «культура времён Библии была большей частью аграрной» и «виноградарство было неотъемлемой частью иудейской культуры первого столетия» (Derickson, Viticulture and John 15:1-6). Это видно в античных документах, в том числе в трудах Плиния и трудовом договоре на работу в винограднике (от 250 г. н.э.) (Derickson, “Viticulture and John 15:1-6). Сельскохозяйственные аналогии также часто использовались в проповедях Христа, записанных в евангельских текстах (например, притча о сеятеле, притча о сорняках, притча о горчичном семени, притча о работниках виноградника). Так как аграрная деятельность была очень распространена в то время, Иисус использует эту тему, чтобы слушателям было легче понять Его учение.

В Палестине было распространено не только виноградарство, но именно оно проходит лейтмотивом во многих древних религиях. «Виноград часто использовался для выражения плодородия, зависимости, жизненно важного единства и подрезания. Также он ассоциировался с жизнью народа». Этот образ часто используется и в Ветхом Завете (например, Псалом 79:9-16, Исайя 5:1-7, Иеремия 2:21, Иезекииль 15:1-8). Виноградарство было популярным как деятельность и как символ во времена Иисуса, а потому это был удачный выбор использовать его как аналогию в Своих учениях.

Иоанна 15:1-8

«Я — истинная виноградная лоза, а Мой Отец — виноградарь. Всякую ветвь на Мне, что не приносит плода, Он обрезает, а ту, что плод приносит, Он очищает, чтобы больше плода приносила. Уже очищены вы; совершилось то через Слово, Которое вам возвестил Я. Пребудьте во Мне, тесно связаны будьте со Мной, и Я в вас пребуду. Как ветвь сама по себе не может плод приносить, если не будет она на лозе, так не принесете и вы никакого плода, если во Мне, в тесной связи со Мной, не пребудете.

Я — лоза, а вы — ветви. Только тот, кто во Мне пребывает, и в ком Я пребываю, приносит много плода; без Меня ведь ничего не сможете сделать. А те, что не пребывают во Мне, ветвям бесплодным подобны: выбрасывают их, и они засыхают. Собирают их, бросают в огонь, и сгорают они. Если в единении со Мной вы пребудете и слова Мои в вас пребудут, можете просить, о чем хотите, — всё получите! Когда урожай приносите вы обильный и во всём являете себя учениками Моими, Отца Моего прославляете».

Эта важная часть последней речи Иисуса начинается с аналогии виноградной лозы и ее ветвей. В Иоанна 14:31 Иисус заканчивает часть разговора со Своими учениками и говорит: «Теперь же вставайте, уйдём отсюда». Нет перехода между этой фразой и началом 15 главы: «Я — истинная виноградная лоза, а Мой Отец — виноградарь». В связи с этим существуют разногласия по поводу структуры, композиции и единства текста этой части Евангелия от Иоанна. Некоторые ученые считают, что главы 15-17 были добавлены в текст позднее. Другие считают, что слова Иисуса об уходе были добавлены позднее. Возможно и то, что все эти стихи находились в оригинале текста, и Иоанн просто опустил детали о том, куда именно Иисус и Его ученики пошли и где находились до следующего упоминания в тексте (Иоанна 18:1). В любом случае, эти вопросы мало влияют на смысл и значение Иоанна 15:1-17. Этот отрывок является частью оставшейся прощальной речи и более того - частью других текстов Иоанна (которые мы рассмотрим позднее).

Но что интересно, если Иисус и Его ученики ушли из дома, где они ели пасхальный ужин, то, возможно, они могли пройти мимо парочки виноградников, что подтолкнуло Иисуса к использованию этой аналогии. Некоторые ученые придерживаются такой точки зрения. Другие, однако, считают, что сравнение с лозой и ветвями «не так сильно связано с распространённой практикой виноградарства во времена Иисуса и Иоанна, но скорее с изображением Израиля в качестве лозы» (Hutchinson, John C, “The Vine in John 15 and Old Testament Imagery in the ‘I Am’ Statements,” Bibliotheca Sacra 168 (Spring 2011): 64, accessed April 26, 2018, EBSCOhost ATLA Religion Database with ATLASerials). Как уже ранее упоминалось, лоза и виноградники приводятся в качестве аналогии во многих ветхозаветных текстах, особенно в отношении Израиля и его народа. Эта точка зрения имеет больше смысла, особенно если мы примем во внимание, как Иисус начинает это сравнение.

В Иоанна 15:1 Иисус начинает словами: «Я истинная виноградная лоза». Словосочетание «виноградная лоза» должно было побудить учеников вспомнить частые ветхозаветные сравнения Израиля с виноградной лозой. Например, Исайя 5:1-7, Иеремия 2:21, Иезекииль15:1-5, 17:1-21, 19:10-15 и Псалом 79:9-19. Согласно Джону Хатчинсону, «в каждом отдельном случае, когда Израиль в своей истории изображается в Ветхом Завете как лоза или виноградник, это оказывается временем суда Бога за их развращение, и иногда обличение в отсутствии хороших плодов». Израиль как лоза/виноградник Бога был развращен. Он вырос диким (Иеремия 2:21) или стал бесполезным (Иезекииль 15:1-5). Принимая это во внимание, Иисус объявляет Себя истинной виноградной лозой. Согласно Питеру Болту, «Израиль, начав в качестве избранной Божьей лозы, деградировал, и Иисус объявляет, что Он занимает теперь его место в этой новой главе истории спасения человечества» (Bolt, Peter, “What Fruit Does the Vine Bear? Some Pastoral Implications of John 15:1-8”). В нем осуществляется исполнение этого прообраза.

Это становится ясным, потому как Иисус использует слово «истинная». Во-первых, «истинная» в греческом звучит как alethinos, что означает настоящий, подлинный или надежный. Это слово используется девять раз в Евангелии от Иоанна: истинный свет (Иисус), истинные поклонники, «истинно говорю вам», Бог есть истина, решения Иисуса истинны и Его свидетельство истинно. Это слово также дважды используется в Первом послании Иоанна, говоря о том, что Бог есть истина. Основываясь на этих отрывках, можно сделать вывод, что Иоанн использует это слово в значении «настоящий», «подлинный». Иисус описывает Себя как настоящую виноградную лозу вместо Израиля. «Истинная виноградная лоза - это самая высокая, конечная реализация задуманного, совершенная замена несовершенного». Через этот образ Иисус устанавливает, что Он есть «мессианское исполнение ветхозаветного образа» и что Он будет тем путём, который принесёт плод и славу Богу.

Первый стих продолжается словами Иисуса, что Бог - виноградарь. Именно такая ссылка на Бога характерна для Евангелия от Иоанна. Леон Моррис говорит, что «Отец и Сын никогда не рассматривались как отдельные субъекты, идущие каждый Своим путём, независимо один от другого. Иоанн сморит на Них как на действующих заодно (Morris, Leon, “The New International Commentary on the New Testament: The Gospel According to John”. Grand Rapids, MI: William B.Eerdmans Publishing Company, 1971). И действительно, Иисус ясно говорит о том, что Его связь с Отцом очень важна и что Он во всем полагается на Его власть. В качестве виноградаря Отец устанавливает правила и направляет лозу, и подрезает ветви. В отличие от иудейских представлений времён Иисуса, «это Бог, а не кто-то из религиозных лидеров, подрезает и ухаживает за лозой и, в конце концов, собирает урожай» (Choi, P. Richard, “I Am the Vine: An Investigation of the Relations Between John 15:1-6 and Some Parables of the Synoptic Gospels,” 57, accessed April 26, 2018, EBSCOhost ATLA Religion Database with ATLASerials). Это снова показывает, что Израиль не был истинной виноградной лозой или виноградарем. Бог - единственный правитель. И не только это, но Он также заботится о винограднике. Он «глубоко заинтересован в его росте и благополучии». Бог желает только хорошего для Своего народа, Своего виноградника, и вот почему Он установил Иисуса как истинную виноградную лозу.

Читайте также:  Как вернуть первую любовь: полезное напоминание христианам

Бог также заботится о здоровье виноградника и отсекает те ветви, которые не приносят плодов, и очищает те, которые плодоносят. Перед тем, как обсудить значение слов «отсекает» и «очищает», важно остановиться на том, что же имеется в виду под «ветвями». Кальвинисты считают, что не плодоносящие ветви - это неверующие внутри видимой церкви, которые выглядят как верующие, но не плодоносят. Ещё один взгляд: эти ветви провозглашают себя верующими, но не проявляют настоящую верность. Другой взгляд: эти ветви - это верующие, о которых Бог поначалу заботился, но позднее они были наказаны отрезанием от общины. Согласно этому взгляду наказанные верующие все же получают спасение. Основываясь на контексте, больше похоже, что сравнение «ветви» относится к христианам. Во время этой речи Иисус обращается к апостолам, а не к толпе людей. Позже в этом отрывке Он говорит им оставаться в Нем, имея в виду, что есть другая альтернатива в жизни - быть «отрезанным». В Иоанна 16:1 Он даже предупреждает их, чтобы они не соблазнились о Нем. Ученики, те, кто последовал за Ним, могли быть «отсечены» от лозы.

Греческое слово «отсекает» - airo. Это слово означает отрезать или убрать, поднять, вынести, устранить, уничтожить. В евангелии от Иоанна оно используется 21 раз. Восемь раз - в значении «поднять», остальные тринадцать раз - в значении «убрать». В связи с тем, что ветви здесь олицетворяют верующих, более вероятен перевод в значении «убрать». Если нет плодов, нет подтверждений веры, тогда ветвь будет отрезана от Христа. Она не будет больше соединена с истинной лозой. (Это будет использовано при обсуждении 6 стиха.)

С другой стороны, те последователи, которые будут приносить плоды, будут очищены. Греческое слово очищать - это kathairo, и оно означает очищать, чистить, подрезать. В Писании оно используется только в этом отрывке, но это общеизвестный сельскохозяйственный термин. Садовник удаляет отмершие или заросшие ветви, которые мешают росту всего растения. Подобным образом, «Бог-Отец через наказание с любовью (очищение, подрезание) убирает из жизни верующих те вещи, которые мешают им приносить духовные плоды» (Laney, J. Carl, “Abiding is Believing: The Analogy of the Vine in John 15:1-6”). Эти ветви не отсекают, но подрезают. В комментарии Адамса Кларка говорится, что «ветвь, которая не приносит плода, фермер убирает. Но от ветви, которая приносит плод, он убирает... все, что может препятствовать ее плодоношению» (Clarke, Adam, Commentary on John 15, The Adam Clarke Commentary). Бог хочет, чтобы христиане оставались в взаимосвязи с Христом и приносили плод.

Что значит «приносить плод»? По этому вопросу также существует множество точек зрения. Основные споры сводятся к тому, являются ли плодами хорошие дела или это обращённые в христианство люди. Согласно большинству комментариев (Мэтью Хенри, Леон Моррис, Фрэнк Пак и Альберт Барнс), плоды - это хорошие дела или качества, как у Христа, потому как именно в этом значении это слово чаще встречается в Новом Завете. Однако другие исследователи, такие как Питер Болт и Ричард Чой, верят, что плодоношение связано с обращением других людей в христианство. Болт ссылается на Иоанна 12:24, где пшеничное зерно падает на землю и производит множество зёрен, что относится к росту царства. Чой ссылается на притчу о почвах, где рост семени указывает на «евангелие проповеди» (Choi, P. Richard, “I Am the Vine: An Investigation of the Relations Between John 15:1-6 and Some Parables of the Synoptic Gospels”). Все эти точки зрения жизнеспособны, так как в разных частях Нового Завета «плод» представляет собой и качественную характеристику, и обращённых людей. И тогда больше похоже на то, что в Иоанна 15:1-17 «принести плод» используется в обоих значениях. Альберт Барнс говорит об этом таким образом: принести плод означает «своей жизнью показывать, что наши жизни находятся под влиянием веры в Христа ... а также жить жизнью, полезной для других людей». Другими словами, если кто-то живет с плодами Святого Духа, качествами Христа и добрыми делами, они также будут оказывать влияние на других людей, помогая им обрести спасение, которое предлагает Христос. Без плода праведной жизни царство Бога не будет расти. Эта идея также относится к подрезанию, о котором Иисус говорит во втором стихе. Бог очищает сердце, чтобы мы могли совершать добрые дела.

После этого Иисус говорит Своим ученикам (стих 3), что они уже очищены благодаря тому, чему Он их учил. Слово «очищены» здесь такое же, как и в значении «подрезаны» в стихе 2. Так как Иисус учил Своих учеников, их сердца были очищены. И ко времени, когда Он покинет эту землю, они уже готовы плодоносить. И это показывает, что здесь Иисус не упрекает Своих учеников, а вдохновляет их. Он им рассказывает, как они могут продолжать жить духовно, когда Он уйдёт, - оставаясь в Нем и в Его слове. Слово Христа особо подчеркивается здесь, потому что «в нем есть очищающая добродетель и работает благодать». Придерживаясь учения Христа, ученики будут постоянно очищаться и будут готовы плодоносить.
Идея пребывания в Иисусе вынесена на передний план в 4 стихе. Слово «пребывать» или «соблюдать» используется 10 раз на протяжении Иоанна 15:1-10, а потому это однозначно важная идея. Из-за частоты, с которой озвучивается это повеление, Хатчинсон говорит об этом: «Каждый может прийти к заключению, что единство и взаимосвязь с Христом, так же как и зависимость от Него, - очень важна в аллегории с лозой». В греческом языке это слово meno, оно означает «оставаться» (жить, пребывать, придерживаться, соблюдать) и появляется в Новом Завете 122 раза. Оно используется в Иоанна в описании, что Дух перебывает на Иисусе, в ситуациях физического пребывания где-то, в смысле пребывания во Христе (в общине), соблюдения Его учения, принадлежности к семье Бога, ситуации, когда вина остаётся на человеке, а также Дух пребывает на учениках. Общепризнанно, что это слово в контексте 15 главы Иоанна используется как термин, означающий близкую связь с Христом через веру и подчинение. Карл Ланей говорит так: «Пребывать означает оставаться в живой и животворящей связи с Христом, лозой, источником жизни». Определение Пака добавляет: «пребывать означает быть преданным Христу, верным Его повелениям». Подчинение и вера очень важны в идее преданности; преданность даёт возможность сохранять верность в отношениях.

Иисус продолжает эту тему в стихах 5–8. Пятый стих - это «репетиция девятого», где идеи первых стихов повторяются и уточняются (техника, которую Иоанн часто использует в своих текстах). Иисус - лоза, а ученики - ветви, и они смогут плодоносить, только если будут пребывать в Нем. Далее учение продвигается на один шаг вперёд, и Иисус говорит, что «без Меня не можете делать ничего». Это причина, которая стоит за повелением пребывать во Христе. «Христиане во всем зависят от Христа в своей духовной жизни и духовных достижениях».

Из этого следует дальнейшее заявление: если кто-то не будет пребывать в Иисусе, будет жить отдельно от Него, он засохнет и будет брошен в огонь (стих 6). Этот стих развивает идею 2 стиха, и становится очевидно, что под не плодоносящей ветвью имеется в виду неверный христианин. Иисус обращается к ученикам, когда говорит: «Если не пребудете во Мне...» Он не обращается к не христианам в этот момент. Адамс Кларк об этом говорит следующим образом: «Никто не может отсечь ветвь от дерева, которая никогда на нем и не росла». Это предупреждение для последователей Христа: если они отойдут от Иисуса (перестанут зависеть от Него и подчиняться Ему), то их отсекут. И это не Бог отсекает ветвь в принудительном порядке, это решение самого человека. В виноградарстве засохшие ветви в конце концов отпадают от лозы сами по себе. В конце сезона эти отмершие ветви собирают и сжигают.

Греческое слово «сжигают» в этом отрывке звучит как kaio и означает привести к сожжению, разжечь или охватить огнём. Это слово 13 раз использовано в Новом Завете и дважды - в Евангелии от Иоанна (в этом отрывке и в отрывке о горящей лампе). Также это слово употребляется в Иезекииле 15:1-5, где «бесполезные» виноградные деревья сжигаются как мусор. Возможно, в этом отрывке Иисус ссылается на отрывок в Иезекииле, когда выбирает эту аналогию в 6 стихе. Тот, кто отпадает от Христа, становится бесполезным. Он больше не приносит плода, потому что «без Иисуса он не может ничего». Оторванность от лозы приводит к отсутствию плодов, и тогда ветвь «бросают в огонь». Это похоже на упоминание Судного дня и «адского пламени». Хотя некоторые полагают, что здесь речь только о земном наказании, сельскохозяйственная практика собирания сухих ветвей и их сжигания происходила в конце, после сбора урожая. В конце времён, когда вернётся Иисус, те, кто не будет иметь с Ним связи, не получит спасения. В Деяниях 4:12 говорится об Иисусе: «Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись». Иисус делает это предупреждение Своим последователям, потому что хочет, чтобы они оставались во взаимосвязи с Ним, оставались на пути спасения.

Он повторяет эту фразу в 7 стихе: «Если пребудете во Мне», но на этот раз добавляет: «И Мое слово в вас пребудет». Чтобы быть в близких отношениях с Христом, человек должен помнить и жить по Его слову. В этом стихе Он лишь вскользь упоминает об этой идее, но в стихах 9-17 (которые мы позже также рассмотрим), Он более подробно развивает идею подчинения. Седьмой стих продолжается описанием результата исполнения поставленного условия. Если человек пребывает в Иисусе и исполняет Его слова, то он может просить, что пожелает, и получит это. Большинство исследователей соглашаются, что речь здесь идёт не обо всех вещах и каждой молитве. Бог не джин, потакающий каждому нашему желанию. Однако мысль здесь скорее следующая: если человек пребывает во Христе, его связь с Ним будет направлять его просьбы. Барнс описывает, как ветви во Христе «становятся с Ним едиными во всех интересах, имеют общие чувства, общие мечты и желания» (Barnes, Albert, Commentary on John 15, Barnes’ Notes on the New Testament). Моррис пишет о молитве: «Когда христианин пребывает во Христе, и слово Христа пребывает в нем, тогда он живет в очень близкой связи с Ним. Его молитвы будут молитвами, соответствующими воле Бога, и на них он получит ответ в полной мере» (Morris, Leon, The New International Commentary on the New Testament: The Gospel According to John, 672). Когда человек пребывает в Иисусе и живет по Его слову, его сердце будет естественным образом вести его за мечтами, о которых Иисус мечтает, и он будет просить именно об этом.

Читайте также:  Иисус Христос пришел научить людей любить

О чем мечтает Бог? Иисус отвечает на этот вопрос в 8 стихе: чтобы мы приносили много плода и были Его учениками. Это значит, что ученичество и плодоносность (хорошие качества и обращение людей) идут рука об руку. Также это процесс. Здесь Иисус все еще обращается к ученикам и говорит им, что они будут показывать своё ученичество постоянным ростом. Моррис говорит: «Ученичество не статично, но это образ жизни постоянного роста и развития. Настоящий ученик постоянно становится все более лучшим учеником Иисуса». И это приносит славу Богу.

Иоанна 15:9-17

«Как Отец полюбил Меня, так и Я полюбил вас. Окруженные любовью Моей, живите в ней! Исполняя заповеди Мои, вы будете жить в Моей любви, как и Я исполнил то, что поручил Мне Отец Мой, и в Его любви пребываю. Сказал Я всё это, чтобы вы могли разделить Мою радость и сами радости преисполнились. Любите друг друга, как Я вас люблю, — это Моя заповедь вам. Никто не может превзойти любовь того, кто жизнь свою отдает за друзей своих. Вы — друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас слугами — слуга не знает о намерениях своего господина; друзьями зову вас, ведь Я обо всем вам поведал, что узнал от Отца Моего. Не вы избрали Меня, но Я вас избрал и на труд поставил, чтобы в мир вы шли и служение ваше плоды приносило, плоды непреходящие; и Отец даст вам всё, о чем бы ни попросили Его вы во имя Мое. Исполняйте же то, что вам заповедую Я: любите друг друга».

Может показаться, что здесь Иисус начинает новую мысль или новую часть учения, но это все еще продолжение аналогии с виноградной лозой. Объясняя этот образ, Иисус обращается к любви и подчинению. Начиная Своё дальнейшее объяснение, Иисус использует параллель со Своим начальным учением. Начало 9 стиха говорит об Отце, Иисусе и учениках, которые представляют собой виноградаря, истинную лозу и ветви в 1 стихе. И вторая часть 9 стиха говорит о жизни в Нем, что мы знаем является основной темой в стихах 1-8. Иисус тесно связывает стихи 9-17 с аналогией виноградной лозы.

И это место является не просто продолжением предыдущих стихов, но также развивает их идеи. Иисус объясняет, как быть ветвями, которые живут на лозе, и развивает концепцию единства. Тема единства выходит на передний план с самого начала этой группы стихов. Стих 9 говорит: «Как Отец полюбил Меня, так и Я полюбил вас. Окружённые любовью Моей, живите в ней». Бог, Христос и ученики объединены любовью. «Верующие взяты в цепочку любви, в близость и единение, которые характеризуют отношения Иисуса с Его небесным Отцом» (Gench, Frances Taylor, “John 15:12-17,” Interpretation: A Journal of Bible & Theology 58, no. 2 (April 2004): 183, accessed April 26, 2018, EBSCOhost ATLA Religion Database with ATLASerials). Жить в Иисусе означает пребывать в Его любви, и это все начинается с любви Бога по отношению к Иисусу. «Ученичество опирается на любовь Отца». Эта любовь является основанием и вдохновением для всех деяний, которые исходят от христианина.

Как нам пребывать в этой цепочке любви? Иисус объясняет это в 10 стихе - ответ в подчинении. «Исполняя заповеди Мои, вы будете жить в Моей любви». Слово «исполняя» в греческом звучит как tereo и означает соблюдать, охранять, внимательно отмечать и подчиняться, строго придерживаться, сохранять. Во времена, когда Иоанн писал евангелие это слово чаще употреблялось в смысле подчинения или исполнения повелений. «Просто послушание. Когда человек исполняет повеления Христа, тогда он и живет в Его любви» (Morris, Leon, The New International Commentary on the New Testament: The Gospel According to John, 673). Вы можете помнить идею Иоанна во 2 главе Первого послания Иоанна, где говорится, что мы знаем Бога и наполняемся Его любовью, если исполняем Его заповеди. В 1 Иоанна 2:6 написано:«Кто говорит, что в Нем пребывает, тот и жить должен так, как Христос жил». Должно быть, Иоанн писал своё письмо, помня последнюю речь Иисуса, потому что то, что он сказал в 6 стихе, - это ровно то, о чем говорит Иисус в Иоанна 15:10. Ученики подчиняются Ему и живут в Его любви точно так же, как и Он подчиняется Богу и живет в Его любви. Здесь глагол совершенного вида «исполнил» употреблён в прошедшем времени, что означает, что Иисус завершил Своё подчинение Отцу. Иисус не ожидает от Своих учеников ничего такого, чего бы Он уже не сделал Сам. Так же как и (и потому что) Иисус исполнил повеления Отца и таким образом жил в Его любви, так должны поступать и Его ученики: исполнять повеления Иисуса, чтобы пребывать в Его любви. Это не означает, что Он ожидает от Своих последователей совершенства (Он знает наши слабости), но Он ожидает постоянного решения послушания и жизни в Нем.

Постоянное подчинение в любви и пребывание во Христе приводит к Его радости, совершенной радости. «Совершенный» в греческом оригинале звучит как pleroo и означает исполнить, заполнять, воздействовать, завершить, скрепить и выполнить. Чаще всего Иоанн использовал это слово в отношении исполнения Писания или полноты какого-то чувства. Слово радость в евангелии от Иоанна выделяется особо в последней речи Иисуса. До этого оно используется лишь еще один раз в Иоанна 3:29. Это показывает нам намерение Иисуса вдохновить Своих учеников и приготовить их к Его смерти на кресте. Здесь Он соединяет радость с послушанием и пребыванием в Нем в любви. Радость не появится от каких-то вещей этого мира. Мэтью Хенри говорит: «Мирская радость пуста, быстро проходит и никогда не удовлетворяет до конца». И даже несмотря на то, что послушание не является простым делом (в последующих словах Иисус описывает последующие гонения), оно все-таки стоит того. Двуличие и лицемерие не пройдут. «Будучи двуличным вы берёте худшее из обоих миров». И «радость лицемерия длится один миг, а радость от пребывания в любви Христа - это постоянный праздник». Последователям Христа нужно решить: будут ли они подчиняться Ему несмотря ни на что. И если их ответ да, то Он обещает преисполнить их радостью, непреходящей радостью, которая длится вечность.

И снова для мотивации такого решения подчиниться и получить непреходящую радость необходимо укорениться в любви. Иисус в стихе 12 ясно повелевает Своим ученикам любить друг друга. Цепочка любви (Отец-Иисус-ученики) в 9 стихе завершается в 15:12, когда ученики узнают, что любовь, которая объединяет Бога и Иисуса, Иисуса и Его последователей, также будет проявляться в их отношениях друг с другом. Любовь друг к другу объединяет эти отрывки вместе. Мы живем во Христе, живем в Боге через любовь к Нему. И эта любовь проявляется в подчинении Ему. Подчинение требует действий, которые возможны только через любовь и общение с другими. И снова как в 10 стихе, Иисус даёт заповедь, которую Он Сам до этого уже исполнил. «Любите друг друга, как Я вас возлюбил». В 13 стихе Он развивает эту мысль об разновидности любви, говоря об особом типе любви, когда человек отдаёт жизнь за своего друга. «Если следовать за мыслью Иоанна, то такой тип любви до конца совершенен» (Gench, Frances Taylor, “John 15:12-17,” 183). Та любовь, которую Он показал на кресте, должна была стать их мотивацией и примером в любви друг к другу. Фернандо Сеговия говорит: «Эта особенная заповедь Иисуса к Своим ученикам напрямую основана на модели любви, которую Иисус проявил к ним». Любовь по отношению друг к другу объединяет стихи в Иоанна 15:1-17, но любовь по отношению друг к другу коренится исключительно на любви Самого Христа.

Иисус также показал любовь к Своим последователем, назвав их друзьями (стихи 14-15). Греческое слово filos означает того, кого любят, кем дорожат и кому посвящены; или просто друг. Иоанн использует это слово для описания дружбы. Это слово потеряло часть своего значения в английском языке. Согласно Франсису Генчу: «В греко-римском мире дружба была объектом активного обсуждения и отношениями высокого почета. Частое повседневное использование этого слова в наши дни не придаёт должного значения этим отношениям». Другими словами, это признание учеников Своими друзьями - что-то особенное. Это захватывающее дух объявление уникально для Иоанна: Иисус Христос, Слово во плоти, воплощение Самого Бога, называет нас друзьями. Через этот отрывок становится все более очевидным, что вдохновение и уверенность, которые нужны христианам после смерти Иисуса, это взаимоотношения.

Читайте также:  Христианское мировоззрение. Семинар. Видео

Последователи Христа взяты в отношения дружбы и любви, благодаря Его выбору. В культуре евреев обычно ученик выбирал себе раввина, у которого он хотел учиться и за которым хотел последовать. Однако в случае с Христом, это Он выбирает Себе учеников. «Это начинается не по их инициативе: вы не выбирали Меня, Я выбрал вас» (Henry, Matthew, Complete Commentary on John 15, Matthew Henry Commentary on the Whole Bible). Это показывает невероятное расположение и милость Иисуса, а также то, что Он оказался первым в том, чего Он ожидает от Своих учеников. Он выбрал их и ожидает, что они выберут Его и совершат то, к чему предназначены. Греческое слово «назначил» в 16 стихе - это tithemi, и оно означает поместить, расположить, назначить, поставить, поручить, возложить. В евангелии от Иоанна чаще всего оно используется в смысле «отдать жизнь за кого-то». Однако основываясь на контексте этого отрывка, больше похоже на то, что это слово использовано в смысле «предназначил». Иисус выбрал Своих учеников и дал им задание - приносить плоды.

Как ранее уже упоминалось, приношение плодов касается как праведности, так и обращения людей. В данном случае похоже, что последний вариант подходит лучше. Иисус повелевает Своим ученикам идти и приносить плоды. «Идти» - это внешнее действие, а не внутренний процесс. Он также лишь упоминает об этом в 15 стихе, о том, что Он сделал Отца известным им. Другими словами, «богатство Евангелия достигло их». Они знали послание Христа, и они должны были понять его еще лучше как раз через Его смерть и воскрешение. В связи с этим Иисус даёт им миссию по распространению евангелия. «Акцент сейчас на том, чтобы идти и нести Его слово спасения людям». Плод евангелизма долгосрочный, потому что он ведёт других людей к вечной жизни.

Иисус обещает, что если ученики будут следовать этой назначенной миссии, они могут молиться Его именем и получат то, о чем просят (16 стих). Это перекликается с 7 стихом: «Все, о чем бы вы ни попросили, вы получите». Согласно взгляду Болта «это следует понимать в контексте миссии Иисуса обещанного плода... Бог ответит на просьбу, которую направляет миссия Иисуса, и тогда плод может созреть». Если тот, кто молится, будет связан с миссией Христа, то он будет мечтать о том же, о чем Христос, и тогда Бог благословит его ответом. Во всем этом продолжается цепочка любви. Христиане проявляют любовь к людям, делясь с ними спасительным посланием Христа, находясь в подчинении Ему. Это помогает христианам оставаться во взаимосвязи с Христом и приводить других к этому единению с Иисусом, который всегда пребывает в Отце.

Последнее заявление Иисуса в этом месте Писания представляет собой подходящее заключение: «Я заповедую вам это, чтобы вы любили друг друга». Любовь - это то, что все соединяет. Она объединяет учеников между собой, соединяет их с Иисусом и Богом. Любовь Иисуса - это пример и мотив для того, чтобы приносить плоды. Любовь - это подчинение. Любовь - это возможность пребывать во Христе и привить к лозе других людей. «Ни одна другая религиозная обязанность так часто не прививается нам, ни к чему другому так настоятельно нас не призывает наш Господь Иисус, как к обоюдной любви» (Henry, Matthew, Complete Commentary on John 15, Matthew Henry Commentary on the Whole Bible). Иисус знал, что послание любви - это то, за что нужно зацепиться Его ученикам во времена Его смерти и вознесения с этой земли.

 

Заключение

 

Иоанна 15:1-17 рассказывает о важном послании Иисуса Своим последователям, чтобы подготовить их к Его смерти, воскрешению и вознесению на Небеса. Он призывает их оставаться верными Ему через любовь и послушание. «Послание Иисуса Его ученикам состояло в том, что хотя Он и покидает их, Отец все еще заботится о них. Им нужно продолжать полагаться на Иисуса и выполнять Его инструкции, чтобы приносить плоды, назначенные Богом» (Derickson, “Viticulture and John 15:1-6,” 52). Он призывает их приносить плоды через «живительную связь с Христом», плоды праведности и обращённых людей, чтобы принести славу Богу. Иисус показал им всю важность отношений через единство Отца, Сына и друг друга в любви.

Послание Христа, сказанное так много лет назад, все еще провозглашает истину сегодня. Это были не просто слова апостолам, которые были с Ним в ночь перед Его распятием, но это слова всем, кто соединился с лозой, став христианином. Как христианам нам нужно смотреть на этот текст в аспекте того, как он относится к нам. Иоанна 15:1-17 фокусирует нас на идеях, которые являются непреложными и не зависят от культурных особенностей или времени. Аналогия с виноградом все еще может быть понята сегодня, а идеи послушания и действенной любви не зависят от места или времени.

Исходя из всего вышесказанного, как Иоанна15:1-17 относится к моей жизни сегодня? Я - последователь Христа, а потому я должен прислушаться к этим словам, а тем более, что они были адресованы к Его последователям. Заповедь «любить друг друга» - это самый большой урок для меня. Обычно мне нетрудно любить Бога. Мне нравится проводить с Ним время, и я редко сержусь на Него. Но когда речь идёт о несовершенных людях, я легко становлюсь себялюбивой и жалею свои силы и время. Также часто я могу испытывать раздражение и гнев в отношениях с ними. Этот отрывок помогает более глубокому пониманию, что связь с Иисусом требует любви к другим.

И в то же самое время важно отметить, что именно связь с Иисусом и позволяет нам любить других. «У нас есть необходимая и постоянная зависимость от милости Посредника всех наших действий в духовной и освященной жизни». В этом отрывке Иисус говорит нам, что мы не можем ничего сделать без Него (5 стих). Это означает, что я могу любить других людей благодаря силе и любви Христа. Плод любви может произрасти только когда я полагаюсь на Христа, и с другой стороны этот плод, в свою очередь, сделает глубже мою связь с Ним, как с лозой.

Я хочу быть ветвью, которая приносит свои плоды из питательных веществ, которые предоставляет ей лоза. Это означает проводить время в чтении Библии и молитве, чтобы узнать повеления Бога, которым мне нужно подчиниться. Это означает проводить время с Богом, чтобы наполняться Им. Когда Бог становится моей силой и направлением, любовь к другим, как плод, появляется естественным образом. Я также хочу привести других людей в единение с истинной лозой. Это означает любить других так, чтобы делиться с ними евангелием, посланием о Христе. Учение об Иисусе помогает людям расти в отношениях с Ним. И они могут быть привиты к лозе точно так же, как была привита и я. Они могут прийти и жить с Христом и будут спасены от огня. Я призван серьезно отнестись к той миссии, которую Иисус дал мне. И, конечно, я призван этим посланием любить других людей. Не только для того, чтобы человек мог получить спасение, но чтобы принести славу Богу.

Церковь также может расти в прославлении Бога через взаимоотношения. Мы живем в обществе, в котором все крутится вокруг личного «я». Индивидуализм с бешеной скоростью набирает обороты в умах и делах многих. Несмотря на развитие технологий общения, люди стали более разобщёнными, чем когда либо. И к этой проблеме Иисус также обращается в Иоанна 15:1-17, делая акцент на единстве и любви. «Темы взаимной и жертвенной любви, любви в дружбе сегодня не менее востребованы, и они способны ответить на нашу глубокую жажду единства в противовес индивидуализму, разрозненности и неприкаянности, которыми характеризуется современное западное общество. План Бога в том, чтобы тело Христа стало теми физическими руками любви, которые обнимут этот израненный мир. Гостеприимство - прекрасный способ предложить общество одиноким. С радостью ли мы зовём людей в свои дома? Приглашаем ли мы их провести время с нашими семьями и друзьями? Люди изголодались по общению, и церковь может дать им это! Мы можем соединить людей друг с другом и с Христом.

В Иоанна 13:35 Иисус говорит ученикам, что каждый будет знать, что они Его последователи, если они будут иметь любовь друг к другу. Церковь может иметь большое влияние своей любовью друг к другу в теле из верующих. Демонстрация любви помогает каждому оставаться соединенным с Христом. Апостолы были с Иисусом и друг другом на протяжении трёх лет. Они совершали ошибки, проходили свои уроки, ели вместе и жили вместе. Похоже на то, что они были чем-то наподобие семьи. Проживают ли члены церкви свои жизни вместе? Возможно, мы не можем проводить такое же продолжительное время друг с другом, путешествуя вместе как апостолы, но все же мы можем строить близкие отношения. Через совместные времена и искренность в разговорах люди могут становиться более едиными. Иисус хочет, чтобы Его последователи были едины не только с Ним, но и друг с другом. «Веревка, втрое скрученная не быстро порвётся». Глубокие тёплые отношения оказывают своё влияние на сердца как внутри, так и снаружи церкви, и это прославляет Бога.

 

Анна Хансакер, Денвер, Колорадо
Перевод: Валерия Мыльникова
http://www.teachicoc.org


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: