1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...

Метанарратив: разговоры к единству или разногласиям

История невероятно важна. У каждого человека или группы людей есть своя история. Даже если мы не осознаем этого, история помогает сформировать нас как личность. Великие истории, метаистории, которые формируют наше самосознание и способ, с помощью которого мы смотрим на мир, по-другому называют метанарративом. Когда речь идёт о группах и сообществах, этот метанарратив передаётся из поколения в поколение. Охват этого влияния может чувствоваться в будущих поколениях, даже если сам метанарратив или его часть утеряны.

 

Великая история и метанарративы Божьего народа

 

Один из примеров того, как метанарратив формирует идентификацию, мы можем найти в Библии. Каждое поколение детей в Израиле слышало и читало невероятную историю Пасхи. Дети пребывали в трепете, как и их родители, когда бабушка и дедушка рассказывали о событиях, которые привели их предков к открытию, что они - избранный Богом народ. Они поражались всему, что сделал Бог, когда выводил их из-под порабощающей руки Фараона. И это в камне высекло их самоидентификацию как народа. Они были народом Бога и никогда больше не будут ничьими рабами, независимо от обстоятельств, которые порой могут наводить на совсем другие мысли.

В Иоанна 8:32 Иисус бросает вызов самоидентичности евреев, созданной метанарративом о Пасхе. Он говорит, что детям Авраама необходимо освобождение, и это вызывает ряд протестов и эмоциональных ответов.

Иоанна 8:33 «Они ответили: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда! Как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?»

Любая другая группа людей, вероятно, не придала бы высказыванию о необходимости освобождения такого большого значения, тем более когда Иисус объяснил, что речь идёт об универсальном рабстве греха (Иоанна 8:34). Но метанарратив и чувства тождественности с ним очень сильны. Мы храним чувства идентичности глубоко в сердцах и лелеем их, как правило, полностью не понимая, насколько они важны. Метанарратив о Пасхе зацементировал в уме израильского народа понимание о том, что они дети Бога. Неважно, с какими временными обстоятельствами они сталкиваются, будь то оккупация их страны Римской империей или что-то ещё, они все ещё являются Божьей Семьей и никогда не будут ничьими рабами. Иисус бросает вызов этим бережно хранимым основополагающим убеждениям. В разговоре ощущаются противоборство и сарказм.

 

Конфликт неизбежен

 

Каждый раз, когда два человека вовлечены в один процесс до какой-то значительной степени, конфликт фактически неизбежен. В этом случае конфликт - это просто несовместимость по одному или нескольким вопросам. Сам по себе конфликт необязательно греховен. У вас может быть конфликт без греха. Конфликты будут происходить. Вся разница в том, как мы справляемся с ними. Опасность состоит в том, что большинство конфликтов у людей действительно ведут ко греху.

На самом деле, в нашей семье церквей конфликты будут происходить часто. Чем более разнообразна группа в социальном, историческом и культурном плане, тем больше там будет возможностей для конфликтов. Мы будем придерживаться разных точек зрения, иметь разный опыт, культурно обоснованные ожидания, исторические предпочтения и т.д. Это будет постоянным вызовом нашему единству, особенно когда затрагиваются вопросы расовой и культурной принадлежности.

Читайте также:  О духовном воспитании детей: когда вы не знаете что сказать...

Да, конфликты неизбежны. Но когда конфликт включает в себя противоборство одного или нескольких метанарративов, то он может стать очень эмоциональным и быстро пойти в негативном направлении. Именно тогда разговоры и даже отношения могут быть испорчены.

 

Здоровый семейный разговор

 

Например, скажем, что группа христиан садится обсудить инцидент, который был в новостях о белом полицейском и цветном молодом человеке, закончившийся трагической смертью молодого человека. Как только группа начинает разговор, он быстро превращается в конфликт.

Некоторые в группе отождествляют себя с полицейскими и склонны доверять им и встать на их сторону без особых вопросов. Другие - осознают они это или нет - в глубине души не доверяют полиции так безоговорочно. И вот, несмотря на то, что в комнате полно христиан, в отношениях возникает напряжение и, прежде чем вы успеете сообразить, начинается горячий спор. Уже через двадцать минут группа разделяется на фракции, появляются противоборствующие стороны и тяжелые чувства. Что ещё проблематичнее, так это тот факт, что зачастую (хотя и не всегда) эти разделения происходят вдоль расовых или этнических линий.

В ситуациях, подобных этой, часто у одной или обеих сторон появляется страх неловкости и они приходят к заключению, что лучшее решение - это просто никогда больше не говорить об этих вопросах в церкви. И это проблема. Здоровый семейный разговор. На самом деле, здоровые семьи могут говорить фактически о чем угодно. Степень, до которой запрещены какие-то темы, является степенью, до которой в семье развилась дисфункция.

 

Пробираясь вглубь

 

Вот настоящая проблема. Зачастую различные наши метанарративы приводят к острым разногласиям. Но мы склонны не признавать, что именно эти основополагающие убеждения, формирующие нашу историческую идентичность, заставляют нас смотреть на вещи под совсем другой перспективой и ведут нас к серьезному конфликту. А потому мы остаёмся на поверхности этого конфликта и никогда не добираемся до его корней.

Давайте вернёмся к нашей группе христиан и посмотрим, как это работает. Некоторые в этой группе, вероятно, росли, как и я, в среде среднего класса, среди преимущественно белых людей, где полиция всегда представлялась как положительный элемент. Каждый год к нам в школу приходил «Дружелюбный офицер» и общался с учениками. В городе мы искали встречи с полицейскими, потому что они дарили бейсбольные карточки детям. Нам всегда говорили, что они - хорошие парни. Если нам когда-либо понадобится помощь, они помогут и спасут. Поэтому так многие в группе защищают и поддерживают полицейских ещё до того, как узнают все детали инцидента. Они просто доверяют им. Это было моим метанарративом, и многие из вас могут отождествить себя со мной. Это сформировало определенный аспект моего мировоззрения относительно тех людей, которым дана ответственность: защищать и служить.

Моя жена — афроамериканка, и она росла в обществе с совсем другим метанарративом. Исторически большая часть местной полиции, особенно на глубоком Юге, откуда ее семья мигрировала на Север, раньше представляла собой патрули по надзору за рабами. После отмены рабства эти патрули превратились в местную полицию, но они часто возвращались к старой цели - поставить членов афроамериканского сообщества “на место”. Границы справедливости стирались, полиция зачастую использовала методы запугивания, терроризировала афроамериканские сообщества и жестоко с ними обращалась. Так был сформирован метанарратив о том, что полицейские не являются группой, которой можно автоматически доверять. Их нужно бояться. И такие метанарративы имеют сильное воздействие и быстро не исчезают. Даже если группа давно не живет в том контексте, история и мировоззрение остаются в их умах. И события, которые для носителей одного метанарратива могут показаться лишь отдельными неудачными инцидентами, для носителей другого метанарратива выглядят как очередное яркое подтверждение их негативного исторического опыта.

Читайте также:  Зависимость от Бога вместо смерти от алгоколя

Если мы не можем спуститься на нужный уровень понимания друг друга в нашей церковной жизни, то это может оказаться крайне разрушительным. Если мы остаёмся на поверхностном уровне конфликта, то просто спорим. Мы впустую тратим наше дыхание, пытаясь убедить друг друга, и редко добиваемся успеха в этом. Это похоже на то, как будто два человека смотрят на белую стену, но у одного надеты розовые очки, а у второго - синие, и каждый настаивает на своей версии цвета стены. Они никогда ни в чем не разберутся, если будут сосредоточены на цвете стены, а не признают, что у них на глазах цветные очки.

Именно так работают метанарративы. Нам нужно выйти за пределы конфликта и стараться понять друг друга. Задавайте глубокие вопросы. Пытайтесь понять не только то, во что именно верит человек, но и почему он в это верит. Поначалу он может сам не в полной мере осознавать свой метанарратив. Многие родственники со стороны моей жены были воспитаны с врожденным недоверием к авторитетным фигурам, таким как полиция, но сами они имели смутное представление о том, почему или откуда этот страх.

Эта статья не о том, чтобы определить, кто прав, а кто виноват в любых инцидентах, связанных с полицией. Если вы сфокусировались на этом вопросе, то упустили суть статьи. Это просто было подходящей иллюстрацией, чтобы помочь понять на деле силу влияния внутренних убеждений, которая может заставить нас начать спорить. В следующий раз, если вы окажетесь в конфликте с братом или сестрой по причине похожей природы, не оставайтесь на поверхностном уровне конфликта. Идите глубже. Задавайте вопросы. Услышьте друг друга. Выясните хотя бы некоторые из метанарративов, сформировавших его идентичность (у всех из нас их немало). Мы можем никогда не прийти к согласию по всем пунктам, но мы можем, по крайней мере, начать понимать другие точки зрения и лучше понимать самих себя.

Когда мы понимаем метанарративы другого человека, его точка зрения начинает обретать больше смысла, и мы легче сочувствуем ему и в итоге стремимся урегулировать отношения, а не продолжать спор.

Читайте также:  Иисус Христос: в Нем, Им, через Него и благодаря Ему

 

Практические шаги навстречу друг другу

 

Вот некоторые практические шаги по обнаружению метанарративов у других людей и навигации по их глубоким водам. Но в самом начале я хочу вас серьезно предупредить. До тех пор, пока вы не исследовали свои собственные метанарративы и предубеждения, не пытайтесь делать это с другими. Только после самопознания у вас есть хороший шанс понять другого человека и оказать ему сочувствие.

Во время конфликта сосредоточьтесь не на том, «что» происходит, но спросите себя, «почему» это происходит.
Задайте столько вопросов, сколько сможете, чтобы понять, какова историческая подоплёка его взгляда на мир, но не портите при этом уважительной атмосферы.

Вы можете использовать типовые вопросы. Я опишу их на примере вышеупомянутой ситуации с полицией.

- Думаешь, у тебя есть склонность автоматически оправдывать полицию или официальную власть? Думаешь, откуда она у тебя?

- Думаешь, у тебя есть склонность не доверять полиции и любым людям, облаченным какой-либо властью? Откуда она у тебя?

- Каков был опыт твоей семьи в предыдущих поколениях во взаимоотношениях с полицией?

- Как ты думаешь, есть ли у тебя какое-то предвзятое отношение к органам власти или низшим слоям населения, которое могло бы влиять на твой образ мыслей?

Точка зрения человека имеет для него большое значение, будучи подкрепленной своими метанарративами, поэтому старайтесь изо всех сил понять его метанарратив и его взгляд на мир больше, чем фокусироваться на своём.

Слушайте другого человека без комментариев. Сейчас время искать понимания, а не время учить или опровергать его точку зрения.

Старайтесь избегать «выводов» в конфликте до тех пор, пока у вас не будет действительно полного понимания причин такого хода мыслей у другого человека.

Вместе вы сможете осознать самобытность и предубежденность, которые несут ваши метанарративы. Находятся ли они в согласии с точкой зрения Божьего царства? Являются ли праведными и библейскими?

В общении друг с другом, возможно, вы тоже увидите, что некоторые из ваших взглядов, сформированных вашими метанарративами, нуждаются в изменениях в свете Евангелия. Как вы чувствуете себя по этому поводу?

Возможно, время от времени вы будете то соглашаться друг с другом, то нет, но в любом случае вы теперь сможете лучше понимать точку зрения брата или сестры и уважать её, вместо того, чтобы думать, что они просто “выжили из ума”.

 

Глубокие воды

 

В Притчах 20:5 говорится: «Сердце человека - это глубокие воды, и мудрый вычерпывает их». Наши метанарративы, без сомнения, это глубокие воды. Но когда мы изучаем их и вычерпываем наружу, мы становимся ещё на один шаг ближе к тому единству во Христе, о котором Бог мечтает для Своего народа. Готовность исследовать собственные метанарративы и убеждения не решит всех проблем, но это очень здоровый шаг в верном направлении.

 

Майкл Бёрнс

https://www.disciplestoday.org

Перевод: Валерия Мыльникова


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: