1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Поддержите статью)
Loading...

Как не стать жертвой "общества потребителей"

"Хлеб наш насущный дай нам на сей день…" В каком возрасте вы впервые услышали эти слова? Цитата из так называемой молитвы "Отче наш" стала расхожей речевой фигурой. Это словосочетание знают абсолютно все. Даже те, кто не сразу вспомнят, откуда эти слова, их, тем не менее, знают. Но, как это всегда происходит с библейскими цитатами, вошедшими в обиход, частота их употребления обратно пропорциональна степени понимания сущности того учения, которое стоит за цитатой.

Очень многое из учения Иисуса - это смело интерпретированные фрагменты Ветхого Завета. Вот и эта фраза о хлебе насущном – не что иное, как цитата из Книги Притч:

Господи, прошу тебя, прежде чем я умру, сделай две вещи для меня: Помоги мне не лгать. Не дай мне быть слишком бедным или слишком богатым. Дай мне только, что нужно каждый день. Если будет у меня больше, чем нужно, буду думать, что без Тебя обойдусь. Но могу украсть, если буду бедным, и Имя Твоё позором покрыть. (Притчи 30:7-9)

Что такое насущный хлеб, в контексте высказывания? Это наши повседневные реальные нужды: еда, одежда, возможность платить за жилье и коммунальные услуги, возможность купить необходимые лекарства в случае болезни…Список очень короткий и простой. Библия все эти физические и социальные нужды объединяет в понятие "хлеб насущный".

В мире сейчас очень популярно выражение "рост жизненного уровня", т.е. подразумевается, что рост доходов опережает рост инфляции, в результате чего можно позволить себе на месячный доход приобрести больше, чем какое-то время назад.

Глядя на свою жизнь, я вижу, что за последние несколько лет моя зарплата почти не росла. Зато цены на основные продукты питания, коммунальные услуги, транспорт и т.д. - росли постоянно. Т.е. мой жизненный уровень снизился.

С другой стороны, после свадьбы мне досталось наследство от бабушки - однокомнатная квартира. Потом через родственный обмен с отцом жены мы въехали в его 2-х комнатную, а он - в нашу однушку. Он ничего не взял с нас в доплату. Когда родилась дочка, родители одолжили денег, мы продали двушку и купили 3-х комнатную. Часть долга мы им позже вернули впоследствии, а часть они нам списали.

Все вышеперечисленные примеры в Библии называются материальными благословениями. О них просят люди, их обещает дать Бог, если его люди будут верны Ему. Я с удивлением открыл для себя, что в Библии нет понятия "рост жизненного уровня". Есть понятия "нищета", "богатство" и "хлеб насущный".

Один из мудрейших людей, авторов Книги Притч, просил у Бога 2-х вещей, напомню: не давать ему нищеты и богатства, питать его насущным хлебом. Иисус, уча молиться своих учеников, повторил его просьбу. Это не означает, что богатство, т. е. очень сильный рост жизненного уровня, есть что-то плохое. Это означает только то, что в Библии нет примеров того, что люди просят Бога о нем. Там говорится, что Бог сам дает этот рост кому пожелает, причем есть один очень важный нюанс! - Екклесиаст 9:11

Материальные благословения, самый яркий показатель которых – наш повседневный хлеб насущный и рост жизненного уровня – не одно и то же. Это совершенно разные вещи. И наличие одного абсолютно не подразумевает наличия другого. Я привел примеры того, что в моей жизни были и остаются очень сильные материальные благословения. В то же время я вижу, что мой жизненный уровень медленно, но верно снижался последние годы. Противоречит ли это обещанию Бога заботиться о мне? У меня по-прежнему есть все, что нужно для жизни. Бог верен Себе. И Он нигде не говорит о том, что мой жизненный уровень будет расти. Он обещает, что никогда не даст мне впасть в нищету, если я буду держаться за Него и не терять веру. Это означает, помимо всего прочего, что я не буду сидеть, сложа руки, надеясь на божью милость, но буду усердно работать.

Обратите внимание – мы чувствуем себя плохо не из-за реальных трудных ситуаций, но в большинстве случаев, потому что жизненные понятия вокруг нас, в которых мы живем, противоречат тому, что мы видим в своей собственной жизни. Т.е. мы чувствуем себя плохо из-за давления тех установок, которые управляют миром вокруг и которые, хочешь - не хочешь, влияют и на нас.

Цитата из истории развития рекламы в XX в.:

"…В середине XX века американскую торговлю стало беспокоить и то обстоятельство, что потребители довольны тем, что у них есть, и не очень стремятся к новым приобретениям. Между тем количество товаров возросло с 1940 года в четыре раза, и было установлено, что каждые 25 лет производительность труда удваивается. Таким образом, возникла опасность перепроизводства, тем более грозная, что значительно возросла покупательная способность населения.

Это вызвало настоятельную необходимость стимулировать торговлю любыми средствами. Специалисты-производственники стали переучиваться на коммерсантов, и в высших кругах строились планы революции в торговле. Расходы на рекламу составили в 1955 г. девять миллиардов долларов против восьми в 1954 и шести в 1950. Некоторые фирмы стали вкладывать в рекламу до четверти своих доходов, а один крупный фабрикант косметики воскликнул: "Мы продаем не губную помаду, а покупаем потребителей".

На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков.

Читайте также:  Всевидящее око Божие — размышления о Боге

Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и всемерно побуждать ко всё новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать.

"Чем больше сходство между продуктами, - заявил тогда видный специалист по рекламе Дэвид Огилви, - тем меньшую роль при их выборе играет рассудок. Это касается не только сигарет, пива, кондитерских изделий и т. п. предметов широчайшего спроса, но также автомобилей".

Ему вторил другой специалист, предлагавший решительные меры. "Если падает спрос на какой-либо товар, - писал он, - то необходимо оглушить потребителя таким образом, чтобы он сделал покупку пока находится в бессознательном состоянии". Слово "бессознательное" стало девизом и содержанием нового направления в рекламе.

С середины XX века применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров - будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние. Один специалист по рекламе сказал однажды, что женщины платят за крем во много раз дороже, чем за мыло, потому что мыло сулит им только чистоту, а крем - красоту. "Люди покупают не ланолин, а надежду, не апельсины, а жизненную силу, не автомобили, а престиж.

Увлечение психоанализом объясняется падением спроса на многие американские товары и разочарованием в традиционных методах исследования рынка. Самым распространенным среди них был статистический метод подсчета перспективных потребителей ("метод подсчета сторонников"), заключающийся в предварительном выявлении лиц, склонных приобрести тот или иной товар. Например: женщины такого-то возраста, такого-то общественного и семейного положения, проживающие в таком-то штате, готовы купить такой-то предмет домашнего обихода по такой-то цене. Более углубленными наблюдениями установлено, что люди часто не знают, чего хотят, и вовсе не расположены откровенно делиться своими симпатиями и антипатиями.

Смотрите сами:

  • Фирма, выпускавшая кетчуп, получала много жалоб на свою продукцию, но когда стала выпускать новый сорт, то сильно повысился спрос на старый.
  • Одним исследованием обнаружено, что важнейшим мотивом при выпуске журнала служит престиж издания. Фактически же оказалось, что обычные популярные журналы имеют гораздо больше подписчиков.
  • Женщин, ожидавших начала лекции, попросили посидеть в двух залах, из которых один был обставлен по-современному, а второй - по-старинному - роскошной стильной мебелью, богатыми коврами и т. п. Почти все из них заняли старинный зал, но на вопрос, который им больше понравился, ответили, что современный.
  • Домохозяйки, получившие на продолжительную пробу три пакета с моющим порошком, нашли между ними существенную разницу. Порошок в желтой упаковке показался им очень сильным, разъедающим белье. В синей - слишком слабым, оставляющим белье грязным. Наилучшим признали порошок в сине-желтой упаковке. На самом деле порошок во всех упаковках был одинаковым.
  • Среди лиц, заявивших, что не любят копченой сельди, 40% никогда её не пробовали.
  • Множество людей чистят зубы раз в день, по утрам, т. е. именно после того, как в течение ночи успели разложиться остатки пищи, ради удаления которых и прибегают к зубной щетке. Исследование этой, на первый взгляд, несуразной привычки показало, что люди очищают утром рот для того, чтобы избавиться от неприятного запаха, появившегося ночью. Другими словами, от чистки зубов ожидают не только гигиенического, но и вкусового эффекта. Этот мотив и был успешно положен затем в основу рекламы зубной пасты.
  • Специальными исследованиями установлено, что только незначительная часть покупателей автомобилей интересуется их техническими качествами. Для подавляющего большинства он имеет социальное и психологическое значение, как символ их индивидуальности и общественного положения. В одном исследовании установлена даже связь между маркой машин и наиболее ей соответствующей (по мнению исследователей) личной и общественной характеристикой предполагаемого покупателя.
  • Кампания по выбору президента 1952 года (в которой конкурировали Эйзенхауэр от республиканской партии, выбранный президентом, и Стивенсон от демократической) проводилась по всем правилам современной крупнейшей национальной рекламной кампании. И это не удивительно, так как в числе руководителей этой политической кампании были виднейшие специалисты по рекламе и известные рекламные фирмы. В основу кампании были положены отнюдь не убеждения кандидата и не его политическая платформа, - требовалось созидать "образ" президента в таком же смысле, как по учению психоаналитиков создается образ товара. Задача при выборе президента такая же, утверждал Рессор Ривз, как при продаже двух одинаковых по качеству тюбиков зубной пасты разных фирм: победу одержит та, название которой сильнее внедрено в память потребителей. В сценарии кампании предусматривались и тщательно разрабатывались малейшие детали "образа": выражение лица, голос, интонации, костюм, прическа и даже цвет оправы очков. Наименьшее значение придавалось содержанию речей: во время получасовой демонстрации по телевидению кандидату, случалось, давали на выступление не более минуты. Стивенсон в этой кампании провалился по той причине, что у него было меньше денег, чем у его противника".
Читайте также:  Заново начать служение в церкви в 50 лет

Так что же грызёт нас изнутри?

  • Я зарабатываю меньше, чем мой сосед, который на 15 лет младше меня.
  • Я не смогу обеспечить своему ребенку высшее образование.
  • Как я смогу прожить на свою пенсию, когда не смогу работать?
  • Где взять деньги на лечение, если я серьезно заболею?

Список можно продолжать…

Что отличает все эти вопросы? Они не появились в нас сами по себе – они навязаны нам извне. Они - продукты идеологии, господствующей в воздухе. Идеологии потребления, в основе которой – понимание успешной жизни, как возможности осуществить свои материальные желания и иметь чувство уверенности и безопасности, порожденное высоким и стабильным жизненным уровнем.

Вроде бы на первый взгляд во всем этом нет ничего явно плохого. Но какие чувства рождают в нас установки, которые нам навязываются?

  1. неуверенность
  2. беспокойство
  3. недовольство
  4. неудовлетворенность

Просить материальных благословений – не плохо, и Библия сама учит нас, как это делать. Бог любит материю, Он сам её создал. Бог против МАТЕРИАЛИЗМА, Он против того, чтобы кто-то в своих целях манипулировал нашими мыслями, направляя их в нужную ему сторону. Неуверенность, беспокойство, недовольство, неудовлетворенность – вот постоянный болезненный эмоциональный фон, заполняющий нас изнутри, если мы не боремся с установками мира вокруг нас.

Противопоставить этому давлению мы можем только Слово Бога:

Песнь на восхождение во храм Благословен, кто верит в Бога, кто следует Его путём. Плодами рук своих насладишься, будешь счастлив, всё у тебя будет хорошо. Жена в твоём доме будет лозой плодоносной, дети твои за столом, как олива, которую ты посадил. Да будет Господом благословлён тот, кто верует в Него. Да благословит тебя Господь с Сиона, и благоденствие Иерусалима да увидишь ты во все дни твоей жизни. Да проживешь ты до внуков своих. Да будет мир над Израилем! (Псалтирь 127:1-6)

Вот картина реального материального благословения, которую я увидел в Библии: ТЫ БУДЕШЬ ВСЕГДА ЕСТЬ ОТ ТРУДОВ РУК ТВОИХ.

Обратите внимания, что там не сказано: ты разбогатеешь от трудов рук твоих, повысишь свой жизненный уровень и т.д. Сказано: будешь есть, т.е. опять речь о всё том же насущном хлебе. Кто-то скажет: и это все, на что Бога хватило? И на большее Его не раскачаешь? Этим людям можно сказать одно – будьте реальны по отношению к миру, в котором живете. Этот мир испорчен почти с начала, опасен для жизни и негостеприимен ко всем, кто приходит в него.

Разумеется, служение Богу чрезвычайно обогащает человека, если он удовлетворён своим положением и состоянием. Мы ничего не принесли с собой в этот мир, и ясно, что ничего не унесём с собой, умирая. Но имея еду и одежду, будем довольны этим. (1-е Тимофею 6:6-8)

Вот реальный взгляд на этот мир: если Бог будет снами, мы пройдем сквозь него, имея все, что нам нужно, и уйдем из него дальше с чувством глубокого удовлетворения. Мир не может предложить нам ничего, что бы вызвало это чувство. Он может предложить только:

  1. неуверенность
  2. беспокойство
  3. недовольство
  4. неудовлетворенность

Хлеб насущный – это не только чувство уверенности и мира у нас внутри, это постоянная радость от тех чудес, которые нас поджидают на этом пути. Мф 17:24-27 - у Петра были варианты в голове, где взять деньги для уплаты налогов, но он точно не подумал о рыбе как о средстве доставки!

Жить с Богом удивительно и страшновато, потому что Его планы не укладываются в привычные сценарии и наши ожидания. Если наше беспокойство рождено пониманием того, что Бог не может решить наши проблемы обычными способами – это не значит, что Он их не решит. Это значит, что Он решит их необычным способом. Это и есть вера.

 

 

Автор: Михаил Калинин


Христианские тесты онлайн



Последние статьи и новости:




Видео и ролики: