1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...

Культура постмодернизма: у каждого своя правда?

Культура постмодернизма  - философия современного мира

 

Представляем вам перевод с аудиозаписи выступления учителя Джона Окса на конференции "Apologetics Conference" в 2007 году. (Прим. ред.: письменный перевод устного выступления бывает немного сложен при прочтении).

Философия (или, можно сказать, мировоззрение) нашего социума окружает нас, мы не можем его избежать. И самая часто встречающаяся в академических кругах философия - это ПОСТМОДЕРНИЗМ. Она не только "в мозгах" у профессоров и преподавательского состава, она так же находится очень глубоко в умах молодого поколения – студентов и школьников. Люди не осознают, но они ПОСТМОДЕРНИСТЫ, да этого и не определить по внешнему виду.

ПОСТМОДЕРНИЗМ является доминирующей культурой или философией в университетских кругах в настоящее время. Для того чтобы дать определение ПОСТМОДЕРНИЗМУ, нам нужно определить, что такое МОДЕРН (прим. ред.: здесь автор употребляет термины постмодернизм и модерн в самом широком смысле и в применении их к социальным процессам или обществу, человечеству. Для нашей статьи имеют значения следующие признаки модерна. Во-первых, в модернизированном обществе люди начинают во всех областях жизни действовать рационально, в то время как в традиционном обществе люди действуют так, как поступали их отцы и деды. И, во-вторых, модернисты во всем полагаются на возможность рационального, научного познания мира. Зарождение постмодернизма связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна, как реакция на кризис её, в т.ч. вышеперечисленных, идей).

Джон вчера рассказывал нам про Лапласа (прим. ред.: известный французский математик, физик и астроном 1749-1827 гг.) и его знаменитый диалог с Наполеоном:

— Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце!

— Сир, я не нуждался в этой гипотезе.

Почему Лаплас так сказал? Потому, что он считал, что с помощью наук можно узнать все о прошлом и будущем. И люди начали так думать: что все предопределено, потому что мир – это машина. Даже, когда машина ломается - это предопределено. Но потом (прим. ред.: автор подразумевает начало ХХ века, предпосылки для зарождения постмодернизма как философии общества) люди начали негативно реагировать на эту идею. Согласно ей человек не является частью семьи, общества, индивидуальностью, но частью фабрики, винтиком в каком-то механизме, а люди не любят так себя чувствовать. Это противоречит нашим мечтам, обесценивает человека! И, к несчастью, это привнесло ужасный опыт человечества: глобальные катастрофы, мировые войны, холодную войну. Как следствие, модерн был отвергнут.

ПОСТМОДЕРНИЗМ стал, как следствие, реакцией на МОДЕРН. Мы все реагируем на что-то, иногда слишком сильно. А если миллион человек начинает реагировать, то это может иметь серьезные последствия на социальном уровне. Например, одной из таких реакций была сексуальная революция. Люди начинают жечь флаги и так далее. ПОСТМОДЕРНИЗМ - это, когда "моя правда" не является таковой "для вас". И наоборот, "правда для вас", но не "для меня". ПОСТМОДЕРНИЗМ трудно определить. Это во многом противоречивое движение. Трудно определить его сильные и слабые стороны. Некоторые люди считают, что это преходящее течение. Но я не думаю, что, имея столько составляющих, постмодернизм пройдет быстро. И я хочу поделиться с вами моим видением происходящего, основываясь на годах, проведенных в либеральных университетах и том, что я оттуда вынес. Будет всего десять пунктов, которые характеризуют постмодернизм.

 

1) Подозрительность - первая характеристика подстмодернизма

 

Первая характеристика постмодернистов. Подозрительность к властям и текстам, особенно к священным текстам. Утверждается, что ни у кого нет монополии на правду: Будда и Иисус находятся "на одном развороте в книге", они говорят об одном и том же. Очень характерный пример такой идеи – книга Маркуса Борга о том, что обе философии идентичны, что, конечно же, не соответствует действительности, к такому выводу можно прийти, если только невероятно обобщать понятия.

 

2) Важно уметь "читать между строк" то, что утверждают постмодернисты.

 

В книге Неемии говорится о том, как самаряне хитростью пытались остановить постройку стены Иерусалима. Помните этих парней? (Прим. ред.: автор ссылается на историю, описанную в книге Неемии, кульминация которой происходит в 6 главе). Они хорошо свою историю рассказывали. С их слов они классные ребята, и, прежде всего, хотели диалога, но вот что еще говорит Библия в книге Ездра 4:9-10 об этих "доброжелателях?" И еврей Неемия видел историю совсем по-другому, ясно и однозначно, и выставил самарян "за дверь" отстраиваемого Иерусалима. И нас может еще больше запутать то, что Иисус говорит в диалоге с самарянкой у колодца в Евангелии от Иоанна 4 главе. Он что, делает их правыми? Нет. Если посмотреть 4-ую книгу Царств 17 главу, то мы увидим, что самаряне произошли от смешанных браков, прелюбодеяний и всякого рода неправедных путей. И у них вставало два вопроса – вокруг "чужаки", но вообще-то "любите врагов ваших", и что же делать с заповедью о том, что недопустимы смешанные браки, но вроде мы такие "любящие". Но сам по себе вопрос истины и воли Бога о браках с иноземцами выражен в Писании ясно, и они однозначно поступили не по истине.

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

Постмодернизм очень похож в этом на самарян. Так же говорит вроде о правде, но как бы преломляет и смотрит на правду через призму отношений, политкорректности. То есть нам нужно научиться читать философию постмодернизма между строк. Библия нам рассказывает только одну Историю (Прим. ред.: т.е. история с большой буквы, истинная история).

Другой пример: в прошлом году у нас в национальном географическом обществе было опубликовано Евангелие от Иуды. Там говорится, что Иуда, в принципе, хороший парень, и он сделал то, что нужно, когда предал Иисуса Христа. Но кто автор Евангелия от Иуды? Гностик, который говорит: да, Иуда был хорошим парнем, так же, как и Каин – да он нам одолжение сделал, убив Авеля. Возьмите любого отрицательного героя Библии, и гностик его оправдает. Можно оправдать любую позицию, которая нам удобна! Но что нам нужно сделать – это разобрать все на части, читать между строк, чтобы понять, что же на самом деле произошло.

 

3) Эклектицизм

 

В греческом языке ЭКЛЕ означает выбирать, отбирать. Раз мы считаем, что, правда - она повсюду, то мы берем "кусочек" от Конфуция, "кусочек" от Иисуса, немного от этого философа, или от основателя вон той религии. Правду скорее можно собрать по крупицам там и тут, чем в одной какой-то культуре. Мы, люди, можем найти правду повсюду в мире. И если кто-то утверждает, что правда находится только в одной религии или учении - это автоматически у постмодернизма считается слишком самонадеянным заявлением. Эклектицизм пропагандирует идею, что все дороги ведут к Богу. Это культурный миф нашего времени! Красивая идея, очень бы хотелось, чтобы это было правдой, но это не так. Очень похоже на высказывание, что все дороги ведут в Рим. Может быть, у кого-то такое впечатление и складывается, но это не соответствует действительности. Все равно, что утверждать, что все самолеты приземляются в аэропорту Лос-Анджелеса.

 

4) Постмодернизм - ценности вместо нравственности

 

Мы сейчас постоянно используем слово ценности, и семейные ценности, наиболее часто. Что такое ценности? Что такое добро и зло? Они существуют? Да, эти нравственные понятия существуют. Но, когда мы говорим о ценностях сейчас, нравственные понятия, добро и зло становятся относительными. Я ценю это, а вот это не ценю. И начинается дискуссия о ценностях и о том, за что мы друг друга ценим. А, в конце концов, мы заканчиваем разговор на дискуссии о предпочтениях – мне нравится это мороженое, а вот это не нравится.

Шоколадное или ванильное, но кто же прав? Да все правы! Ура! А как насчет того, чтобы пожить вместе, прежде чем пожениться - это хороший способ, чтобы понять, насколько вы подходите друг другу? А, ну, впрочем, если у вас традиционные ценности, это тоже нормально, мы не против. Мы с женой работали и жили в Швеции в многоквартирном доме, и мы посчитали, что приблизительно 50% пар живущих вместе были женаты, а 50% нет. О, а может вы приверженец гомосексуальных отношений, у вас такие ценности? Или вы приверженец философии Ницше, который говорил, что Бог умер с точки зрения влияния на общество? Да, пожалуйста! Видите, что получается, когда мы Бога убираем? Понятие добра и зла стирается, не остается абсолютной правды больше.

Мы должны использовать язык ценностей, чтобы люди нас понимали. Но в какой-то мере язык ценностей антихристианский. Он говорит, что это от вас зависит, что является правильным, а что нет. Вам нравится ванильное мороженое или шоколадное? Да не важно, и так, и так вас Бог благословляет! Только, пожалуйста, мне в рот шоколадное не кладите, я его не люблю, а так, мне все равно. Вот на каком языке говорит язык ценностей. Реальность формируется социумом. Мы создаем реальность своим мнением, тем, как и что мы говорим. И ценности они не абсолютны – что для вас истина, для меня таковой не является.

Но Бог так же, как и истина, не мертв, и мир не является абсурдным или бессмысленным.

 

5) В постмодернизме система вместо истины

 

У нас в обществе теперь не истина, а систем. И это сильно резонирует с моим восприятием реальности, прежде всего из-за того, что я являюсь христианином уже тридцать лет. Я видел, как наша церковь проходила через разные времена. Люди являются частью системы, и процессов, через которые проходит общество. Но сейчас даже преступники в большей части являются частью общества, системы, чем болезнью общества. А значит, к ним нужно применять скорее медицинские, чем карательные меры.

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

Возвращаясь к Швеции - там в каждой камере у заключенного есть телевизор, сейчас, наверное, у них уже Интернет есть в камерах, у них есть свои машины, парковочные места, они даже в отпуск ездят, как правило, за границу. В этом есть что-то хорошее, конечно, например, уважение к человеку, но и что-то не вполне нормальное тоже. Иногда из отпуска они не возвращаются. И это было в 80-х годах прошлого века, я уверен, что сейчас другие новшества появились в этом направлении. Я не могу согласиться, что наказание для них наказание в прямом смысле этого слова. Где же оно? А оно уже не имеет право на существование, когда "правильно" и "неправильно" перестают существовать, а есть просто такая вот система.

 

6) Постмодернизм предостерегает от сексизма и гомофобии

 

(Прим. ред.: Гомофобия - собирательное определение для различных форм негативной реакции на проявления гомосексуальности, а также на связанные с ней общественные явления. Сексизм - мировоззрение, при котором утверждается неравное положение и разные права полов. Может проявляться ненавистью, недооценкой или предубеждением по отношению к представителям соответствующего пола в целом либо стереотипизацией суждений по отношению к представителям соответствующего пола (например, ожидание от мужчин мужественности, от женщин — женственности)).

Вы знаете, я все-таки больше люблю ванильное мороженое. Шоколадное я ем, но не часто, оно слишком сладкое. Клубничное тоже ничего, конечно же, но фрукты мне нравятся в меньших дозах. Но если вы попросите меня съесть шоколадное мороженое, а я скажу, что я его не люблю, стану ли я "шоколадофобом?" Если вы говорите, что гомосексуальность – это не правильно, является ли это фобией? Мне кажется это очень манипуляционное слово. Стараться говорить нейтрально, касательно пола. И это порождает множество казусов.

Раньше мы говорили Бизнесмен (это всегда было касательно только мужского пола). Теперь у нас есть и Бизнесвумен тоже. И это нас выручает. Но со многими словами так, и если нет эквиваленты, то мы просто стараемся их заменить так, чтобы не было указания на половой признак. Но у нас теперь не два пола, а пять половых идентичностей: гетеросексуальный мужчина, женщина, гомосексуальный мужчина, женщина и бисексуал. И это от вас зависит, какой пол вы предпочитаете.

 

7) Постмодернизм говорит, что многообразие – это хорошо.

 

Нам нужно быть чувствительными к маргиналам (прим. ред.: маргинал - вольно трактуемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу). Т.е., все должны иметь возможность сидеть за столом, и именно за круглым столом переговоров, а не прямоугольным с председателем во главе. Мы все можем что-то принести "за стол", в этом есть что-то очень хорошее, и это плюс постмодернизма.

 

8) Постмодернизм говорит, что осуждать других – это плохо.

 

Мы должны быть очень осторожны в своих высказываниях, не допускать бестактностей, быть политически корректными. Не следует говорить "индейцы", нужно говорить "американские индейцы". Нет? Не так? Уроженцы Америки? Может быть, есть еще какое-то местное население, чье место заняли "американские индейцы?" Европейцы вели себя совершенно неподобающе, когда открыли Новый Свет. Но для меня – это одна цивилизация, не знающая Бога, сменила другую цивилизацию без Бога. Местные цивилизации практиковали каннибализм и человеческие жертвы богам, если вы не знали. Есть свидетельства, что раньше существовали некоторые виды животных, на которых местное население охотилось до полного уничтожения, охотилось не ради пищи, а ради развлечения. Но об этом почему-то не принято говорить, чтобы не обидеть местных американцев. Постмодернизм учит: вам не следует судить людей!

А вы знаете, что в Новом Завете от 12 до 14 различных видов осуждений? Некоторые из них установлены Христом! Постой, Он же сказал "не судите, да не судимы будете?"! Нет, Он призвал нас иметь суждение (см. Евангелие от Матфея 7 главу дальше первого стиха). Иисус говорит, "вынь бревно из своего глаза, тогда сможешь помочь своему брату" (Евангелие от Матфея 7:5). Мы поверхностны, думая, что осуждение это плохо (прим. ред.: русское слово "осуждение" и его прямое значение однозначно недопустимо Библией, но автор подразумевает убеждения или суждение, получается некоторое пересечение понятий, ибо в синодальном переводе, наиболее популярном и цитируемом относительно этого стиха, употреблено именно слово "судить" в смысле осуждать, но такой же корень у слова "рассуждать", составлять "суждение"). Я вам зачитаю пример внутренних правил Университета Коннектикута: "Каждый член Университета должен избегать действий, которые могут оскорбить, затронуть чувства людей или групп людей, которые могут подорвать чувства защищенности или самоуважения. Вы должны избегать действий или слов, которые могут нанести вред самоуважению людей".

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

О, ужас, на этом основании мы можем отчислить огромное количество студентов или членов преподавательского состава! Это правило само по себе позволяет осуществлять большой контроль. Судить плохо, поэтому давайте вообще не будем детям ставить оценки, чтобы их самооценка не пострадала, а просто создадим им благоприятную обстановку. Конечно, в этом есть рациональное зерно, но что мы получаем в реальности? Что у нас дети в школах писать уже не могут научиться. Они не знают правил грамматики и пунктуации.

Глубокая ирония постмодернизма состоит в том, что любое видение реальности, которое говорит о правде, подвергается сомнению, и является неверным. Если вы скажите "мы нашли правду", то это мормонизм. Вы не правы, вы самонадеянны. Если, к примеру, индуисты считают, что индуизм является истиной, то они не правы. Все, кто считает, что они знают истину, не правы, даже атеисты тоже не правы. Не правы все, кроме того, кто никого не судит. На самом деле, наверное, только один процент людей на Земле живут в соответствии с такой позицией – никого не судить, ни о чем не иметь мнение. Большинство людей принадлежат к группам или религиозным течениям, которые заявляют об истине, но постмодернизм отвергает все учения, кроме своего собственного. И если следовать логике постмодернизма, то он так же не может считать свою философию истинной, так как это будет не уважительно по отношению к другим религиям и философским взглядам.

 

9) Постмодернизм ценит прагматизм и практичность.

 

Провозглашается, что важно не то, является ли что-то верным, а работает ли оно в конечном итоге или нет, есть ли от этого практический результат. Очень похоже на культуру корпоративной Америки.

 

10) Постмодернизм говорит, что движение к цели важнее самой цели

 

Мы все двигаемся куда-то. Не важно, куда вы двигаетесь, главное, чтобы вы получали удовольствие от "поездки". Хорошо это или плохо? Из-за того, что это единственная мысль, то я думаю, что это очень плохо, потому что у жизни есть цель. Мы все двигаемся к чему-то. Не беспокойтесь о Судном дне, о рае или аде! Все что важно, это чтобы вы время хорошо провели. Иными словами достижения гораздо менее важны, чем отношение, информация о том, что вы можете достичь цели, важнее цели. Я совершенен такой, какой я есть, внутри я "белый и пушистый".

Итак, как мы можем достучаться до людей, которые думают таким образом? Я вижу две стратегии.

Первая стратегия - это расширять кругозор, познакомиться с большинством религий и течений во всем мире. Прочитать Коран, сходить в мечеть, синагогу, буддистский, индуистский храм. Зачем? Чтобы мы могли для начала понять, о чем люди говорят, понять людей. Мы знакомимся с людьми в разных церквях, чтобы понять, например, что люди имеют в виду, когда заявляют, что они говорят "на языках". Мы должны быть более осведомлены, чтобы быть в контакте с людьми по всему миру. Я общаюсь с тысячами людей по всему миру. Я не говорю, чтобы вы это тоже делали, но нам всем нужно выйти из нашей маленькой коробочки, в которой мы пребываем.

Вторая стратегия это то, что мы, христиане, должны делать акцент на том, в чем наше спасение, и как это работает в наших жизнях. Апологетика 60-х была в том, чтобы говорить - это правда. Библия - это правда, истина. Я не имею в виду, что нам не нужно говорить об этом совсем, но нам нужно делать акцент на том, что Библия действенна в нашей жизни. Многие люди предпочитают узнать, что им это даст, работает ли это, а не то, что является ли это истинным или нет. Нужно больше акцента делать на практических вещах – отношениях, например. Показывайте отрывки из Библии, как Христос поддерживал маргиналов. Будьте гибкими, говорите о том, что, конечно, сама "поездка" важна, сам процесс того, как вы "едете" тоже. Но то, куда вы "едете", является наиболее важным. Проповедуйте Христа, а не Церковь! Помните – это может быть истиной для вас, но не обязательно будет таковой для другого человека.

 

Автор: Джон Окс

Перевод: Анна Локай


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: