1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Поддержите статью)
Loading...

Чудеса, которые Иисус не совершал. Глава из книги "Причины для веры".

Общеизвестно, что вы узнаете о человеке по тому, что он не делает, почти столько же, сколько по тому, что он делает. Кроме того, мы можем узнать о человеке по тому, что он не говорит, почти столько же, сколько по тому, что он говорит. Есть такая притча: "И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным" (Притчи 17:28).

Мы уже многое узнали об Иисусе по чудесам, которые он совершал. В этой главе мы поступим наоборот. Мы будем изучать чудеса, которых Иисус не совершал. Мы спросим, что мы можем узнать об Иисусе из чудес, которые, как мы знаем, он имел власть совершить, но решил не совершать. Во многих ситуациях мы говорим: "Если бы я был Иисусом, я знаю, что я бы сделал". Но Иисус не делал того, что бы мы сделали.

Мудрый человек использует власть сдержанно. Иисус – это самый мудрый человек, который когда-либо жил, обладающий намного большей энергетической мощью, чем любой человек, который когда-либо жил. Тем не менее, мы видим удивительный самоконтроль и сдержанность, находящуюся за пределами человеческого понимания. Глядя на чудеса, которые Иисус не делал, мы поймем богословие, природу Бога и придем к более глубокому пониманию миссии Иисуса Христа на земле.

Философы и просто обычные люди время от времени высказываются о вещах, которые Бог не может сделать. Бог не может создать камень, который сам не сможет поднять. Бог не может творить зло. Бог не может лгать (Числа 23:19). Бог не может отречься от себя (2 Тимофею 2:13). Он не может приказать себе прекратить существовать. Эта глава не о том, что Иисус не мог сделать. Речь идет о том, что мы можем только предположить, что он мог сделать, но решил не делать.

 

Удовлетворение собственных нужд

 

Иисус есть Бог. До прихода на землю в образе человека он находился по правую руку Бога. Он не считал, что божественность – это то, за что нужно цепляться, а вместо этого он охотно пришел и принял образ раба, став по виду, как человек (перефразируя Филиппийцам 2:6-7). В чудесном смирении Иисус принял свое человеческое состояние в полном объеме и без оговорок. Учитывая чудеса, которые он творил на свадьбе в Кане Галилейской или для 5000 человек в Галилее, мы должны предположить, что у Иисуса была возможность заботиться о своих физических потребностях через чудеса. Когда он был голоден, он мог бы сотворить рыбу прямо на месте, чтобы получить небольшое вкусовое удовольствие, но он никогда этого не делал. Когда ему было холодно, он, конечно, мог бы волшебным образом нагреть место, где он находился. Когда он уставал, у него должно было быть искушение нарушить нормальную биохимию, увеличивая количество АТФ в клетках. Голливуд снял несколько забавных фильмов, основанных на том, что человек или ангел обладает чудодейственной силой ("О, Боже", "Брюс Всемогущий" и многие другие). Герои этих фильмов всегда поддаются искушению использовать свои возможности на тривиальные вещи или удовлетворение собственных эгоистических желаний. Как сказал еврейский писатель, Иисус Христос был искушен во всем, как и мы, "кроме греха" (Послание Евреям 4:15).

Насколько мы знаем, Иисус никогда не делал ничего подобного. Учитывая его характер, мы можем предположить, что он этого не делал. Мы можем только предположить, что у него был большой соблазн использовать свои чудесные силы, чтобы позаботиться о своих нуждах. В течение 40 дней в пустыне Иисус Христос был очень голоден. Сатана пытался использовать противопоставление человечности Иисуса и его божественности против него (а также, чтобы соблазнить его гордостью). "Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус Христос сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим". Это может быть верно, что человек может жить не хлебом единым, но мы не можем совсем без хлеба. Иисус Христос был голоден. Сдержанность Иисуса не использовать свои сверхъестественные способности действительно поражает. Он был искушаем, но он не совершил чудо, чтобы удовлетворить свою человеческую натуру.

Трудно не заметить тот факт, что Иисус регулярно отвергает свои физические желания, чтобы служить людям. Иисус устал от пути и сел у колодца в Сихари (Евангелие от Иоанна 4:6). В Галилее он был полностью истощен после выступления для многих людей; у него даже не было возможности поесть. Когда он уходил от толпы, чтобы отдохнуть, огромное количество людей в любом случае следовало за ним. Иисус удовлетворял потребности людей (Евангелие от Марка 6:30-44). Иисус Христос был под угрозой обезвоживания на кресте ("Жажду" Иоанна 19:28). Он был голоден (Евангелие от Марка 11:12). Часто Иисус Христос был замерзшим и промокшим. Он никогда не использовал свою власть для удовлетворения своих собственных потребностей. Иисус не был первым человеком, принесшим физическую жертву, чтобы послужить другим людям. Что делает его самопожертвование наиболее впечатляющим - это то, что он мог сделать все это без того, чтобы страдать самому. Наконец, он был Богом. Он мог позаботиться о своих потребностях, но он этого не сделал.

 

Чудеса для изменения жестоких сердец

 

Рассмотрим второй тип ситуации, в которой Иисус выбрал не совершать чуда. Иисус не совершал чудеса для того, чтобы изменить тех, кто ожесточился сердцем. Чудо имеет огромную власть для привлечения внимания, даже тех, кто наиболее сильно противится вере. Опыт учит нас, однако, что внимание, привлеченное в ходе драматических событий, довольно легко теряется. Обращение при крайнем эмоциональном давлении или "покаяние", вызванное драматическим религиозным опытом, непостоянно. Шарлатаны, религиозные и не только, были осведомлены о способности эмоций изменять умы и сердца людей. Такие мошенники не заинтересованы в долгосрочных обязательствах. Они только хотят достаточно продолжительной реакции, чтобы отнять деньги у ничего не подозревающих людей. Эмоциональные манипуляции – это их игра.

Очевидно, что Иисус не использовал манипуляции, когда он творил публичные или приватные чудеса. У него не было никакого интереса в создании краткосрочной эмоциональной реакции через впечатление людей властью. Иисус любил толпы, но он скептически относился к их мотивации. "И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Евангелие от Иоанна 2:23-25). Скептицизм Иисуса по поводу тех, кто поверил в него исключительно из-за чудес, оказался справедливым. Когда он вошел в Иерусалим на Страстной Неделе "все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они" (Евангелие от Луки 19:37). Многие из этой толпы кричали: "Распни его!" - всего лишь несколько дней спустя.

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

Что касается современных чудотворцев, то здесь речь всегда идет о толпе. Они заинтересованы в том, чтобы ошеломить людей и сделать их своими последователями. Такие последователи не надежны. Мы должны очень скептически относиться к мотивам тех, кто организует такие публичные зрелища. У Иисуса было много возможностей для создания такого зрелища, чтобы завоевать толпу. Он был в выигрышном положении по сравнению с современными чудотворцами, потому что он обладал истинной чудотворной силой! Однако когда семя веры еще не было посеяно, Иисус не хотел показывать свою божественность. Так как Иисус не находил открытых сердец, он совершал очень мало чудес в Вифсаиде, городе, в котором он жил. Он сказал: "Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись" (Евангелие от Луки 10:13). Тир и Сидон были городами язычников. Когда семьдесят два ученика вернулись, радуясь всем чудесам, которые они могли совершать, Иисус предупредил их: "Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Евангелие от Луки 10:20).

В родном городе Иисуса, Назарете, люди сомневались в нем. "Не плотников ли Он сын?" Иисус Христос сказал им: "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем". Как сказал Матфей: "И не совершил там многих чудес по неверию их". (Евангелие от Матфея 13:55, 57-58).

Иисус рассказал притчу о богатом человеке, который проявил мало уважения к Богу, пока жил. Когда он попал в ад, он просил Авраама сотворить чудо, чтобы пять его братьев покаялись и не мучились вместе с ним. "Авраам сказал ему: "У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их" " (Евангелие от Луки 16:29).

Мы можем многое понять из тех чудес, которые Иисус не совершал. Из этих примеров мы узнаем, что чудеса могут углубить веру тех, чьи сердца склонны к Богу, но сами по себе, отдельно от семени веры, они формируют ненадежную основу для сохранения веры в Иисуса Христа. Наша цель не в том, чтобы получить эмоциональную реакцию или завоевать людей через религиозный опыт. Такие вещи имеют некоторое значение, но они не окажут долгосрочного влияния на тех, чье сердце не склонно к Богу.

 

Чудо как ответ на вызов

 

В предыдущем разделе мы увидели, что Иисус не хотел совершать чудеса для того, чтобы управлять эмоциями людей. Кроме того, им нельзя было манипулировать, чтобы он совершал чудеса для удовлетворения гордости тех, кто бросил вызов его власти. Греки искали мудрости, но, как сказал Павел о своем собственном народе, "евреи требуют знамений". Иисус сталкивался с этим требованием регулярно. Учителя Закона и фарисеи завидовали толпам, которые внимали каждому слову этого нового учителя. Кто этот необразованный плотник из Назарета? Откуда у него право провозглашать неортодоксальные идеи своим собратьям-евреям? Они потребовали, чтобы Иисус дал им знак, чтобы продемонстрировать свои полномочия учить людей.

Как мы знаем, Иисус имел возможность ответить на этот вызов, чтобы доказать свою власть. На самом деле, при различных обстоятельствах, когда на него не давили, чтобы он показал представление, Иисус использовал чудеса для доказательства своей власти. "Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем" (Евангелие от Иоанна 10:37-38), однако Бог не реагирует на вызовы людей, "особенно высокомерных и жесткосердечных людей", требующих, чтобы Он дал знак. Иисус совершал чудеса для того, чтобы удовлетворить потребности или в ответ на веру людей скромных, но он не реагировал на подстрекания к публичному чудотворству, чтобы удовлетворить требования неверных.

Сцена в двенадцатой главе Евангелия от Матфея нелепа. Фарисеи организуют заговор, чтобы убить Иисуса Христа. Почему? Из-за чудес, которые он совершал. Он просто чудесно исцелил сухорукого человека в субботу. Он исцелил всех больных и дал зрение и голос слепому и немому человеку. Фарисеи испугались, что все люди последуют за Иисусом. Для того чтобы разоблачить его публично, они бросили глупый вызов Иисусу.

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: "Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение".

 

Попался ли Иисус на эту приманку?

 

Он сказал им в ответ: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы".

Ответ: нет, Иисус не попался на приманку. Он не будет ставить на производительность в угоду тем, кто не склонен смириться перед Богом. Иисус даст им знак, так и быть. Образ: Иона, извергнутый из огромной рыбы на третий день, станет прообразом: Иисус, воскресший из мертвых на третий день. Тем не менее, Иисус не в их распоряжении. Можно только гадать, сколько тех, кому Иисус отказал в этот день, вспомнили его слова, когда Иисус Христос воскрес из мертвых через три дня и три ночи в сердце земли. Упоминание людей из Ниневии – это упрек фарисеям и учителям закона. Как Иона не радовался Божьему предложению о покаянии язычников, ненавистных ассирийцев (Иона 4:1-3), эти люди сопротивляются Божьему плану предложить спасение народу. Они требуют знака, когда этих знаков было дано уже более чем достаточно. Никаких знаков в этот день не будет дано. Сердце, готовое и желающее покаяния, должно видеть чудесную работу Бога.

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

Это был не единственный случай, когда евреи требовали, чтобы Иисус доказал свою власть через знамение. После того, как Иисус публично опрокинул столы менял и выгнал животных из храма, его попросили объясниться.

На это иудеи сказали: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?"

Иисус Христос сказал им в ответ: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его".

На это сказали иудеи: "Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?". А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.  (Евангелие от Иоанна 2:18-22)

Мы снова видим предположение евреев о том, что существует связь между духовной властью и совершением чудес. Мы также видим, что Иисуса не могли заставить сотворить знамение по прихоти неверующих. Хотя Иисусом не могли манипулировать для совершения чуда в этой ситуации, он определенно совершал чудеса в других случаях, которые более чем удовлетворяли потребность евреев в том, чтобы увидеть, что новое откровение от Бога подтверждено чудесами. В этом случае, как и с инцидентом в Евангелии от Матфея 12, Иисус показал свою власть в последнем чуде: его воскресении из мертвых. Иисус не отрицал связи между знамениями от Бога и властью, но он не доказывал свою духовную власть лицемерным еврейским лидерам.

Парадоксально, что те, кто насмехался над Иисусом, когда он был на кресте, напомнили ему о его заявлении о восстановлении храма на третий день. Они издевались над ним: "Э! Разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста" (Евангелие от Марка 15:30). Вряд ли эти люди знали, что Иисус Христос был готов выполнить свое пророчество о восстановлении храма Божьего за три дня. Здесь мы видим третий пример, когда евреи требовали, чтобы Иисус сотворил знамение, на этот раз, чтобы спасти собственную жизнь. Иисус, должно быть, очень хотел доказать этим высокомерным людям, что они не правы. Тем не менее, как и прежде, его смирение победило, и он не отклонился от своего послушания Богу. Евреи требовали чудес. Вместо этого, Иисус дал им знамение креста.

В чем смысл всего этого для нас? Во-первых, мы должны удивляться скромности Иисуса Христа. Во-вторых, мы можем узнать из этого, что мы не должны требовать Божьих знамений. Многие из нас в тот или иной момент искушают Бога. "Бог, если ты хочешь, чтобы я устроился на эту работу, дай мне знак", - или: "Бог, я действительно поверю в тебя, если ты сделаешь" (заполните пробел). Иисус показал пример здесь. Дьявол "повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Иисус Христос сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего" (Евангелие от Луки 4:9,12). Отказ Иисуса сотворить чудо под давлением показывает нам, что мы не можем манипулировать Богом, требуя от него знаков.

 

Суд над неправедными

 

Мы должны предположить, что если Иисус мог успокоить сильный шторм, просто скомандовав ему остановиться, то он так же мог нанести вред или уничтожить тех, кто был против Бога. Чудесные возможности творения также подразумевают способности к разрушению. Пребывая в человеческой форме, Иисус часто был свидетелем грубых видов греха. На личном уровне он неоднократно испытывал неуважение к себе, поношение, угрозы и физическое насилие. Конечно, он имел право нанести ответный удар. Несомненно, у него был соблазн судить и взять реванш во имя своего небесного Отца. Тем не менее, Иисус так не поступил. Он ни разу не навредил, ни словами, ни чудесами для мести. Поистине, он исполнил слова пророка Исаии (Исаия 42:2): "Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит".

Для сравнения, его апостолы были более чем готовы, что Иисус накажет тех, кто выступал против него. Они ожидали, что Иисус принесет физическое, политическое царство в Израиль. Они полагали, что он, в конечном итоге, направит данную ему Богом власть на то, чтобы уничтожить римскую политическую власть, вступив в новое царство Израиля. Сцена из Луки 9:52-56 служит хорошим примером отношения апостолов.

Они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их? Но Он, обратившись к ним, запретил им. И пошли в другое селение.

Эта сцена сделала Иакова и Иоанна известными как Сыны Грома. Ученики имели действительно любящие отношения! Они были расстроены, потому что самаритяне имели предубеждения против евреев. К счастью, ученики не были лицемерны, ибо они никогда не имели проблем с предрассудками в отношении самаритян! Кстати, мы видим, что они не сомневались в том, что Иисус мог совершить здесь чудо, подобное Содому и Гоморре. Но Иисус не сделал бы этого, он никогда не использовал свою чудесную силу, чтобы навредить кому-то.

Почему он не сделал такое чудо? Потому что не мог? Нет. Иисус объяснил свое служение ученикам в Евангелии от Иоанна 12:47-48. "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо я пришел не судить мир, но спасти мир". Иисус пришел на землю в физической форме не для того, чтобы судить. Тем не менее, мы не должны думать, что из-за его сострадания, терпения и служения во спасение суда не будет. Конечно, будет, и Иисус станет инструментом этого суда.

Апостол Петр проясняет это для нас в своем втором письме:

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2 Петра 3:8-9

Мы можем многому научиться из терпения Иисуса; из того, что он не совершал чудеса для того, чтобы судить нечестивых, которые отвергли его послание. Бог будет судить свой народ. "Страшно впасть в руки Бога живого" (Послание Евреям 10:31). Но Бог терпелив. Бог совершенно справедлив. Грехи не останутся безнаказанными. И хотя Бог справедливый, он также и любящий. Он хочет отношений с нами так сильно, что Иисус стал человеком и охотно предложил себя в жертву. Он был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы совершить Божье правосудие. Из терпения Иисуса мы узнаем, что Божья любовь приходит до его справедливости. Бог не скор на суд. Он терпелив и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тимофею 2:3-4).

Читайте также:  Почему люди верят в Бога (3 причины)

 

Принуждение людей к подчинению (отсутствие свободной воли)

 

Иисус знал умы и сердца всех людей. Так как он создатель всего, мы должны предположить, что Иисус имел власть принуждать людей следовать своей воле. Представьте себе власть манипулировать волей тех, кто вокруг нас. На минутку, попробуйте представить себе власть заставлять других любить тебя и служить тебе. Какая возможность! Затем представьте, как заманчиво было бы использовать эту власть без разбора! Однажды сказано и неоднократно подтверждено историей – власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Иисус имел эту невероятную силу. Тем не менее, насколько мы можем судить из свидетельств тех, кто его знал, Иисус никогда не поддавался этому искушению. Из того, что мы знаем о жизни Иисуса и о его характере, мы можем сделать вывод, что он всегда давал людям свободу самим решать, будут ли они повиноваться его воле.

Что должно было особенно угнетать Иисуса, так это то, что у Сатаны не было таких сомнений. "И после сего куска вошел в него сатана" (Евангелие от Иоанна 13:27). Сатана пытался контролировать волю Иуды. Невероятно, но Иисус Христос сказал Иуде: "Что делаешь, делай скорее". Термина "свободная воля" в Библии не найти, но концепция, безусловно, есть. Во Второзаконии 30:15-20 Бог говорит своему народу через Моисея, что они должны выбрать между жизнью и смертью, благословением и проклятием. В конце этого эмоционального призыва Бог просит свой народ: "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к нему". Кроме того, Иисус дал тем, кого он встретил, свободу выбора, будут они служить Богу или нет. Он не пытался заставить людей следовать за ним. Вместо этого он обратился к их сердцам, разуму и совести. "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Евангелие от Иоанна 7:17). Из-за любви к нам Бог дает нам свободу выбора, чтобы делать добро или зло. Иисус Христос был искушен во всем, как и мы, но он не поддался соблазну использовать свою власть как Бога, чтобы подчинить своей воле своих друзей или врагов. Существование свободы воли является одной из основных идей библейского богословия. То, что Иисус не использовал свою власть, чтобы подчинять людей, дает нам живой пример истинности этого учения.

 

Завершение распятия

 

Рассмотрим, какая категория чудес, которых Иисус не совершал, может быть наиболее поучительной. Возможно, это чудесное знамение, соблазн совершить которое был у Иисуса особенно велик. Иисус выбрал не совершать чудо, чтобы положить конец своим мучениям на кресте. Добавьте к этому тот факт, что он не использовал свою власть, чтобы предотвратить насмешки тех, кто арестовал и подверг его казни, или варварское бичевание тридцатью девятью ударами плетью. На самом деле, это чудо, которое Иисус не совершил, воплощает в себе все пять категорий, перечисленных выше.

Уму непостижимо, что Иисус Христос был в состоянии сдержаться, когда те, кто проходил мимо, бросал оскорбления, говоря: "Э! Разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста" (Евангелие от Марка 15:30). Что делало эту насмешку особенно горькой, так это то, что Иисус определенно имел право сойти с креста. Когда Петр пытался защитить Иисуса с мечом, Иисус остановил его, сказав: "Возврати меч твой в его место; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Евангелие от Матфея 26:52-53).

Нет сомнений, что у Иисуса была чудодейственная сила, чтобы прекратить свои пытки и отменить казнь, но он воздержался. Что за человек! Что за Бог! Чудеса, которые произошли во время смерти Иисуса, дают нам некоторое представление о том, какая власть у него была. В Евангелии от Матфея двадцать семь мы читаем, что во время его смерти небо потемнело в середине дня, завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу, земля тряслась, могилы были вскрыты и те, кто умер, ожили и явились многим людям. Неудивительно, что солдаты, участвовавшие в казни, были в ужасе, восклицая: "Воистину он был Сын Божий" (Евангелие от Матфея 27:54). У него не было нехватки сил. У него не было недостатка возможностей прекратить распятие. В чем была нехватка, так это в гневе, гордости и эгоизме.

Что мы узнаем из тех чудес, которые Иисус не совершал? Ответ такой: мы узнаем все, что нужно знать. Мы узнаем весь смысл Евангелия. Мы узнаем, что Бог есть любовь. Мы узнаем, что "Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Послание Римлянам 6:23). Мы узнаем, что Бог справедлив, но его любовь превышает справедливость для тех, кто принимает послание Евангелия. Иисус мог сделать все, кроме того, чтобы отрицать свою любовь к нам.

 

 

 

Автор: Джон Окс, доктор философии

Перевод: Ольга Куроедова

Источник: www.evidenceforchristianity.org


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: