1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

"Золотое правило" помощи другим людям

В своем послании Галатам апостол Павел пишет об очень важном принципе, который необходимо не только знать, но и усвоить на самом глубоком уровне любому, кто считает своим долгом помогать другим христианам проходить сложные периоды в их жизни и возрастать во Христе:

"Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе, то верните его на путь истинный, вы, кто возвышен духом, но делайте это по-доброму и следите за собой, чтобы не ввергнуться в искушение. Помогайте друг другу нести своё бремя и так соблюдёте закон Христов. Ибо кто думает, что важен, когда вовсе и неважен на самом деле, тот обманывает себя. Каждый должен проверить своё поведение и тогда сможет гордиться своими достижениями, не сравнивая себя ни с кем другим". (Послание Галатам 6:1-4)

Этот простой, на первый взгляд, принцип на деле оказывается не таким уж простым для осуществления. Молодые лидеры, причем не только в христианстве, но и в абсолютно разных областях, часто совершают одну и ту же ошибку в начале своего труда наставника — они считают, что значительно лучше знают что-то, а поэтому имеют право и власть возвышаться над учеником, причиняя ему боль. При этом они не только не достигают нужного результата, но и сами зачастую отказываться наставлять кого-либо дальше. И пусть это происходит в большинстве случаев неосознанно, от незнания и малого опыта, тем не менее, ученику от этого нисколько не легче.

Давайте мы немного подробнее разберем, какую же мысль Павел пытается донести до тех, кто в какой-то момент времени оказался "возвышен духом", а следовательно, выполняет роль наставника и помогающего для "повинного в грехе". Первое, на что следует обратить внимание, так это на то, что "виновный", о котором идет речь в этом отрывке, действительно виновен в грехе. "Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе...". Другими словами — он согрешил, и в этом ни у кого нет сомнений. Иногда бывает, что мы не можем разобраться наверняка — согрешил человек или нет, а, может, это просто слабость его характера и в его поступке нет никакого греха. В таких случаях я обычно стараюсь быть осторожным, наверное, как и многие другие наставники. Но другое дело, когда человек очевидно виновен, а его грех не может быть оправдан характером или же случайным стечением обстоятельств. Вот как раз о таких моментах и говорит Павел. И именно в такие моменты лично у меня часто просыпается чувство превосходства над согрешившим, а следовательно, как я чувствую, я имею право говорить и вести себя так, как я считаю нужным.

Что, в итоге, часто происходило и происходит в подобных случаях: человек согрешил; ты, как наставник, чувствуешь, что ты лучше его, оказываешь давление на согрешившего человека и вместо продуманного наставления, поддержки и утешения еще больше усиливаешь чувство вины "повинного в грехе", забирая у него остатки надежды на исправление. Когда эта не библейская "помощь" вновь и вновь многократно оказывается разным людям и по понятным причинам не приносит своих плодов, ведь люди продолжают оставаться грешниками, то для наставника вопрос его личного падения остается лишь вопросом времени. Вот и получается, что мы становимся наставниками, которые уже не хотят никого наставлять, и лидерами, которые уже не хотят никого вести, даже не понимая, что в нашем падении виноваты лишь мы сами. Да, речь идет именно о нашем личном падении, а не о падении людей, находящихся в нашей ответственности.

Читайте также:  Разногласия в церкви: причины и решение

Бог доверил нам вести людей к Нему, чтобы мы помогали им сохранять веру, возрастать во Христе и помогать проходить все трудности, в том числе и борьбу с грехами. Но не для того, чтобы мы становились судьями и не для того, чтобы мы возвышались над кем-то, унижая людей и забирая надежду на исправление. Я точно могу сказать, что это про меня, хотя такое поведение не было намеренным с моей стороны. Понадобилось время для того, чтобы это заметить, но что более важно — осознать и решить поступать по-другому. Греховная природа и привычка поступать иначе не дают быстро измениться, но могу сказать, что тот путь, что описывает Павел в этом "золотом правиле" любого наставника, действительно лучший.

Почему мы, даже зная, как правильно, все равно поступаем иначе? Почему в вопросе, обсуждаемом в этой небольшой статье, мы решаем, что надо поступить не так, как говорит Библия в лице Павла? Лично я для себя ответил так на этот вопрос — где-то глубоко я чувствую, что мой подход лучше и справедливее, а значит более действенный. Если человек согрешил — он заслужил "наказание" в виде вызова, сильного обличения, может, даже какого-то осуждения и т.д. Ведь он должен, в конце концов, прочувствовать всю боль от последствий его греха, ведь Иисус Христос был распят за его грех, как он мог так поступить!? В итоге, сами того не замечая, мы берем на себя роль Бога и вместо того, чтобы делать то, что нужно действительно делать нам, мы становимся судьями и вершителями судеб. И ничего, что мы не оказали поддержки и возвысились над другим человеком, ведь мы "справедливы" в своем наставлении, раз ни у кого нет сомнений, что человек действительно повинен в грехе.

Совсем недавно по заданию семинарии, где я учусь, я написал эссе по теме притчи о блудном сыне. Мы все знаем действующих лиц этой притчи: младшего сына, старшего сына и Отца. Лично я всегда больше всего внимания обращал на ужасный поступок младшего сына. Чуть меньше внимания я уделял поступку Отца, добродушно принявшего его обратно в семью. И меньше всего внимания на старшего брата, осудившего в сердце своем и брата, и Отца. Вот примерно так, как старший брат, выглядит наставник, который уличил кого-то в грехе и теперь не знает, что с этим делать. Старший сын не справился с чувством превосходства над младшим, которое у него однозначно было (здесь уместно будет вспомнить историю из Евангелия от Луки 18 главы о фарисее и сборщике налогов, молящихся в храме). Старший сын не смог смириться с милостью Бога, от всего сердца простившего младшего. Старший сын не смог понять, как он, так исправно выполнявший свою работу на протяжении всех лет, не получил то, что он, по его мнению, заслужил (вспомните историю о работниках, получивших разную плату). В итоге, младший сын, несмотря на все свои падения, был прощен, он покаялся и изменился, а старший сын не только имел проблемы в отношениях с младшим (страшным грешником в его глазах), но теперь и с Богом. Как вы думаете, захочет ли такой старший сын, с таким сердцем помогать какому-то грешнику? Нет, если только он не изменит своего отношения к младшему брату.

Давайте вернемся к отрывку, с которого мы начали, и давайте будем помнить притчу о блудном сыне. Павел говорит: "Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе, то верните его на путь истинный, вы, кто возвышен духом, но делайте это по-доброму и следите за собой, чтобы не ввергнуться в искушение". Павел говорит, что помогать "младшим сыновьям" нам следует по-доброму, но для лидера, для наставника, для помощника есть огромный риск самому оказаться отвергнутым, если он впадет в искушение. Павел предупреждает всех, кто считает своим долгом помогать другим, об опасности впасть в искушение, а если это произойдет, то и человеку мы, как наставники, не сможем помочь (помощь человеку может придти, но не от нас уже...), и сами упадем, поддавшись искушениям. И получается, что как только мы собираемся кому-то помочь, одной из наших основных задач теперь — следить за собой, чтобы не подвергнуться искушению.

Читайте также:  Принципы толкования Библии (4 золотых правила читателя)

О каких же искушениях говорит Павел? Если назвать это одним выражением, то Павел говорит о превосходстве над другими людьми. Давайте еще раз вспомним вторую часть отрывка:

"Помогайте друг другу нести своё бремя и так соблюдёте закон Христов. Ибо кто думает, что важен, когда вовсе и неважен на самом деле, тот обманывает себя. Каждый должен проверить своё поведение и тогда сможет гордиться своими достижениями, не сравнивая себя ни с кем другим"

Вот, какие искушения я вижу здесь (я говорю о себе, у каждого они могут быть своими): собственная важность, нежелание помогать другому, искушение считать себя лучше, сравнить себя с другими, отсюда гордость за свою праведность. А в добавок к этим искушениям всегда приходят другие: злость, раздражение, нелюбовь, неверие в результат твоей помощи, нежелание дальше служить и помогать людям...

Так как же помогать людям, основываясь на этом отрывке? Как же не поддаться всем этим искушениям? Как же помочь другим, но самому при этом остаться стойким в вере, несмотря на результат помощи им? Один из ответов находится в примере поведения Христа в подобной ситуации. Вот это место в Библии:

"Иисус Христос сказал ему: "Истинно говорю: в эту ночь, прежде чем петух пропоёт, ты трижды отречёшься от Меня". Пётр сказал Ему: "Даже если мне придётся умереть вместе с Тобой, я никогда не отрекусь". И все ученики повторили то же самое". (Евангелие от Матфея 26:34,35)

В этом отрывке видно, что Иисус знал о том, что Петр собирается Его предать. Другими словами, Иисус точно знал, что Петр "повинен в грехе", как мы читали об этом в послании Галатам. Но что делает Иисус? Об этом говорит евангелист Лука:

"О Симон, Симон, сатана просил разрешения испытать вас, чтобы отделить плохих от хороших, как крестьянин отделяет пшеничные зёрна от сорных. Я молился за тебя, чтобы не ослабела вера твоя; и ты, вернувшись ко Мне снова, утверди братьев твоих в вере". (Евангелие от Луки 22:31,32)

Мы видим, что чуть раньше Иисус говорит Петру не только о том, что тот предаст Его, но и сообщает, что сам сатана присутствует в этом "испытании". Эта история крайне поучительна для наставников. Иисус знал, что Петр предаст Его. Иисус знал, что в этом замешан сатана. Иисус предупреждает Петра, но при этом Он оставляет ему выбор. Иисус не стал останавливать Петра от предательства. Мы не видим сильной борьбы со стороны Иисуса насчет Своих чувств по поводу предательства Петра. Иисус дал возможность Петру самому пройти это испытание, упасть, чтобы потом он смог вернуться и укрепить своих братьев в вере. Но и это еще не все, Иисус молился за Петра, чтобы тот прошел испытание.

По себе знаю, что, как наставник, я могу делать все полностью наоборот. Я не могу знать наверняка, что человек сделает то или иное, но предсказать чье-то падение часто вполне по силам, ведь духовному падению человека предшествуют многие знаки. Мы можем сказать о наших подозрениях человеку, предупредить его об опасности, но затем мы делаем не то, что делал Иисус. Мы фактически не даем человеку сделать свой полностью свободный выбор, пусть он и связан с выбором греха (предательство в случае с Петром). Мы не молимся за этого человека, но всеми силами пытаемся через разговоры и "наставления" убедить его не делать то или иное, как-будто у нас есть на это власть. А когда человек все же совершает греховный поступок, мы склонны осуждать, не помогать ему, ведь мы предупреждали, но кроме этого еще и впадать в искушения, о которых говорил Павел, — возвышаться, считая себя лучше и т.д. В итоге, такая "помощь" на деле не является таковой. Мы лишаем человека свободы выбора, играем роль Бога, пытаясь предотвратить будущее, не даем человеку упасть (чтобы научившись и получив урок, он смог впоследствии покаяться и помочь другим), а в итоге еще и портим с ним отношения, устанавливая еще одну преграду, мешающую ему покаяться в будущем. Это одна из причин, по которой людям так сложно возвращаться в церковь — помимо их собственного чувства вины за свои грехи им мешают прежние конфликты с наставниками за неправильно оказанную "помощь" в прошлом. И последнее становится даже еще большим камнем преткновения для их возвращения. Думаю, что наставникам с опытом служения знакомо все это.

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Так что же случилось с Петром после его предательства и после того, как Иисус "оставил" его и позволил ему сделать свой собственный выбор?

"Тогда Господь обернулся и взглянул на Петра. И вспомнил Пётр слова Господа: "Сегодня, прежде чем пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня". Пётр вышел и горько заплакал". (Евангелие от Луки 22:61,62)

Правда в том, что все люди прекрасно понимают свои ошибки и осознают свою вину за грехи. "И вспомнил Пётр слова Господа: "Сегодня, прежде чем пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня "". Петр вспомнил, что Иисус предупреждал его. Что вспоминают люди, которым мы помогаем? Они вспоминают наше доброе отношение, наши молитвы за них, наши добрые предупреждения и то, что мы им дали свободу выбора? Или они вспоминают что-то другое, что потом становится для них камнем преткновения? Петр покаялся. Всегда ли такой результат? Нет! Иисус также предупреждал и Иуду, но Иуда все же сделал то, в чем искушал его дьявол. Иисус не смог предотвратить это. Иисус не смог повлиять на это. Бог не может лишить человека свободы выбора. И мы не должны. Мы не должны думать, что в нашей власти сделать так, чтобы человек сделал тот или иной выбор. Мы можем предупреждать, молиться, убеждать, но мы не можем сделать так, чтобы человек сделал то, что мы хотим или считаем правильным. Это не Божьи методы. Но мы можем сохранить праведное отношение к человеку, про которого открылось, что он "повинен в грехе".

Лично для меня отрывок из послания Галатам 6:1-2 является золотым правилом, которое я очень хотел бы освоить и сделать частью своей жизни, чтобы помогать людям так, как Иисус помогал, не забирая у человека свободу выбора и не портя с ним отношения. Надеюсь, что для кого-то из вас эти мысли будут полезны в вашем служении.

 

Петров Игорь


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики



Проповеди