1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Любите врагов ваших. Уголок учителей церкви

Любите врагов ваших

 

Когда мы сталкиваемся с явным конфликтом между двумя нравственными принципами, возникает этическая дилемма. Подчинение одному принципу приводит к нарушению другого. Иисус целенаправленно создавал конфликтные ситуации, а затем решал их, чтобы подчеркнуть новую идею в учении или оспорить существующее мировоззрение.

Например, в субботу, перед всем известной нагорной проповедью, Иисус попросил человека с иссохшей рукой "встать и выступить на середину" (от Луки 6:6-11). Толпа фарисеев наблюдала за Иисусом, чтобы посмотреть, будет ли Он исцелять в субботу (тем самым нарушая их толкование Закона). Два нравственных принципа столкнулись прямо у них на глазах. Напряженность достигла наивысшей точки, когда Иисус явно обозначил дилемму: "Я вас спрашиваю, что дОлжно делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?”

Иисус выбрал сделать добро, спасти, исцелить человека. Но в чем тогда состоял выбор сделать зло, погубить жизнь? Ответ - ничего не делать, имея возможность делать добро – даже в субботу.

Вскоре после этого инцидента Иисус Христос учит едва ли не самым кардинальным и радикальным вещам в Писании (Евангелие от Луки 6:20-49). Наибольший вызов несут нам строки: “Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Если кто-то ударит тебя по одной щеке, подставь им другую”.

Основываясь на этом учении, группа учителей международных церквей Христа (http://www.teachicoc.org/) занималась выявлением и борьбой с потенциальными этическими дилеммами, возникающими в связи с нашей причастностью к Божьему Царству и исходящих из этого факта нравственных принципов. Таких как: "любить своего брата/семью/соседа" (1 Послание Иоанна 3:16) и "любить своих врагов" (Евангелие от Матфея 5:44). Какой шаг является наиболее праведным и верным при столкновении с врагом, который стремится навредить вашей семье: возлюбить свою семью/брата или возлюбить своего врага? И учитывая количество учеников, которые служат в армии, многие из них сталкиваются с этой дилеммой на гораздо более публичном уровне.

Что праведнее при столкновении с врагом, стремящимся нанести вред вашему народу: любить свою семью/брата или любить своих врагов? Нагорная проповедь Иисуса – пламенный призыв к нам не следовать сомнительным традициям века сего. Иисус отрицает наши недалекие, завязанные на нас самих, стремления. Нет больше мести, нет больше "око за око", никаких “это нечестно!” и никакой самообороны (Евангелие от Матфея 5:39, Римлянам 12:19-21, 2 Коринфянам 11:20, 1 Фессалоникийцам 5:15). Наоборот, мы должны любить, прощать и молиться за наших врагов, и верю, так мы поступаем в наши лучшие дни. Но разве это должно мешать нам защищать невинных? Иисус говорит о том, что самооборона непростительна для нас, но как насчет самоотверженной и жертвенной обороны? Я пришел к выводу, что самоотверженная защита невинных – это не только морально оправданный, это также и обязательный шаг. Ничего не делать, когда у тебя есть сила, чтобы защитить (1 Послание Коринфянам 13:7), позволяет невинному страдать от зла или даже стать его жертвой. Любить моего врага не значит, что я позволю ему навредить моей беззащитной жене/ребенку/брату/соседу. Если даже мой лучший друг пытается навредить моей жене или близким, я должен принять все необходимые меры, чтобы остановить его (не из-за мести или даже праведного возмездия, а для бескорыстной защиты невиновного).

Читайте также:  Корпус Надежды 2018. Новосибирск

Если мой друг и может поблагодарить меня за предупреждение его злобы, то враг точно этого не сделает. Тем не менее, я верю, что добро состоит в самоотверженной инициативе, а не в мирной пассивности. Убежденные пацифисты утверждают, что ничего не делание само по себе не является бездействием; напротив, они утверждают, что делают кое-что действительно важное— они молятся. Подобная вера заслуживает внимания. Однако даже фарисеи утверждают, что они совершили бы более богоугодное дело, не делая ничего, чем молились бы за страждущего человека в субботу, как было в дилемме во вступлении.

Когда дилемма любви к врагам переходит из сферы личной жизни ученика в социальную сферу, то ребром встает вопрос о военной службе (или работе в полиции). Может ли ученик совмещать военную службу с этическими требованиями Нового Завета? Применяем тот же принцип. Самоотверженная защита невинных должна всегда торжествовать над бездействием во имя любви к врагу. Не должно быть никакого противоречия между нашими частными и общественными этическими нормами. Если бы военная служба всегда нарушала этику Царства, то для Нового Завета было бы странным так часто и последовательно подчеркивать позитивные стороны военной службы и положительные примеры среди военнослужащих, как например:

“Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.” (2 Тимофею 2:3-4)

“Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? ” (1 Послание Коринфянам 9:7)

“Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.” (Евангелие от Матфея 8:8-10)

“Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.” (Евангелие от Марка 15:39)

“В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу". (Деяния 10:1-2)

“Когда ангел, говоривший с ним, ушел, Корнилий позвал двух своих слуг и благочестивого солдата, состоявших при нём.” (Деяния 10:7)

“Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. ” (Деяния 21:31-32)

“Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю.” (Деяния 27:43а)

Кроме этих упоминаний, мы встречаем солдат на пути к покаянию, которое приводит прямо к Иоанну Крестителю в Евангелии от Матфея 3 главе и Луки 3 главе. Иоанн является с проповедью о новом Божьем Царстве и тем самым учит людей совершенно новому образу жизни, чтобы они могли подготовиться к этому Царству. Его призыв: “Покайтесь, ибо Царство Небесное близко” (Евангелие от Матфея 3:2) - соответствует тому, что проповедовал Иисус (Евангелие от Матфея 4:17), когда Он только начинал Свое служение. В таком контексте подготовки к новому Царству солдаты приходят к Иоанну, чтобы получить представление о том, что именно им нужно делать для того, чтобы приносить плод. Это действие свидетельствует об их раскаянии. Иоанн же всего лишь призывает их прекратить вымогательства и довольствоваться своим солдатским жалованием. Он не призывает их: “уйти со своего поста” или “повесить меч на стену”. Возможно, он просто смолчал? Но нет, не думаю, что Иоанн не заметил бы слона в Иордане. Это не его стиль.

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Хотя военные метафоры и примеры в Новом Завете не являются для нас ответом на все вопросы, они явно держат нас в стороне от позиций пацифиста. Солдат, который покаялся и крестился, не должен уходить в отставку со своего поста, и не грешит против совести. Если его государство самоотверженно защищает невинных, то у него также нет повода для морального конфликта с самим собой. Однако — и это важно отметить — такие праведные военные действия действительно крайне редко встречаются в наше время. Если его страна участвует в неправедной военной инициативе, то ему запрещено убивать. Мы ждем от профессионального солдата действий по своему усмотрению даже на поле боя. Если его призывают идти против совести, то он должен стремиться к переводу в другую часть или уйти вовсе.

Этот вопрос не теоретический. Я ежедневно общаюсь со многими солдатами - христианами. Все они так или иначе находятся в пути выслуги лет, по которой они стремятся идти, держась подальше от прямой борьбы. Их вклад в потенциально неправедную борьбу не очень-то отличается от моей ежемесячной платы налогов, которые в итоге и финансируют эту борьбу. Я бы не советовал этим людям уходить в отставку со своих постов. Большинство из них весьма эффективно служили Царству, помогая ему проникнуть на свои базы, форты, корабли и казармы, для того, чтобы распространить там Евангелие. Однако, если ученик остается на военной службе после крещения, я решительно предостерегаю его против искушений, возникающих при столкновении угрозы нарушения присяги или обстоятельств, очерствляющих сердце; и нет никакой гарантии, что он или она не будет назначены на должность, которая преступит законы жизни в Царстве.

Читайте также:  Принципы толкования Библии (4 золотых правила читателя)

Что праведнее в столкновении с врагом, который стремится навредить вашей семье: любить свою семью/брата или возлюбить врага своего? Что вернее при столкновении с врагом государства, стремящегося нанести вред вашему народу: любить свою семью/брата или любить своих врагов? Мы ошиблись однажды, позволив миру посеять в нашу совесть сомнения на эти жизненно важные темы. Ошибкой было также допустить бездействие. Пропагандисты по всей планете во весь голос кричали о патриотизме, в то время как проповедники Царства роняли слова о последствиях любви к нашим врагам весьма скупо. Многие из нас оставили своих братьев и сестер, чтобы следовать Божьей воле без полного понимания Его позиции по этому вопросу. Давайте не будем снова вестись чрезмерными эмоциями. Даже хорошо информированные духовные братья порой не находят единства в этих вопросах. Этические дилеммы заостряют нашу рассудительность в стремлении жить жизнью Царства в этом падшем мире. Давайте используем их также и на дело укрепления нашего единства путем сотрудничества, но без допущения компромиссов с Божьими моральными устоями.

Автор: Эдвард Энтон
Перевод: Антон Мельник
Источник: http://www.teachicoc.org/


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики



Проповеди