1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...

Суть праведности - быть правым или праведным?

Праведность для христианина играет важнейшую роль в их отношениях с Богом. Но в чем заключается суть праведности, ведь очень часто христианам приходится делать выбор между правотой и праведностью. А это, как вы уже поняли, часто не одно и то же...

 

Правота или праведность?

 

Примечание редактора: эта статья очень сильно повлияла на мои собственные отношения с Богом. Будучи редактором, я впервые опубликовал ее в Бостонской церкви в «Christ Bulletin» и в журнале «Ученичество» в 1991 году. Также эта статья была опубликована в «The Revised Disciple's Handbook». Вызов остается актуальным до сих пор: я больше правильный или праведный?

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфея 5:20).

О чем вы думаете, когда слышите слово «праведность»? Около года назад я решил изучить свое понимание значения праведности из Библии и сравнить со своей жизнью. Дж. П. Тайнс высказал мнение, что слово «праведность», используемое в Ветхом Завете, имеет глубоко устоявшуюся культурную концепцию. Проблема заключалась в том, что эта концепция больше связана с выполнением обязательств по отношению друг к другу, чем с выполнением юридического кодекса. Если думать как еврей Ветхого Завета, даже двух воров можно считать «праведными» по отношению друг к другу, если они проявляют в этих отношениях деликатность, справедливость, братство и преданность.

Это была шокирующая мысль, которая рушила то понимание абсолютной праведности, которую я всегда вкладывал в природу и законы Бога. Кроме того, мне пришло в голову, что понимание этой концепции может полностью изменить наш взгляд на себя, как на христиан, и на важность отношений в нашей повседневной жизни.

Я приступил к исследованию этой любопытной концепции, и то, что я обнаружил, изменило мое собственное понимание Бога и Церкви намного больше, чем любое другое понимание Библии.

 

Праведность в Ветхом Завете

 

Поскольку я исследовал эту идею для того, чтобы убедиться, что она имеет обоснованность, результаты были поразительными. Все шесть богословских словарей Ветхого Завета, которые я изучал, описывали то же самое понимание «праведности», изложенное выше. Я привожу здесь выдержку одного из этих определений:

«Праведность», как это понимается в Ветхом Завете, является полностью древнееврейской концепцией, чуждой западному разуму и противоречащей общему пониманию этого термина. Неспособность постичь значение праведности, пожалуй, наиболее обусловлено тем, что религия Ветхого Завета считается «законнической» и далекой от милости Нового Завета.

«Праведность» в Ветхом Завете является исполнением обязательств в отношениях, будь то отношения с людьми или с Богом. У каждого человека своя роль во множестве отношений: король - с людьми, судья - с заявителями, священники - с прихожанами, обычный человек - с семьей, общество - с жителями-иностранцами и все люди - с Богом. И в каждых из этих отношений существуют конкретные обязательства, выполнение которых составляет праведность. Из книги «Праведность» Э. Р. Ахтемейера. Словарь. Библия, Abingdon Press, 1962, том 4, стр. 80-85.

Эту же идею можно увидеть в Псалме 39:11, где Давид говорит: «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое». Божья праведность приравнивается к верности Давида в отношениях и его спасению или спасению тех, кого он любит. В Псалме 64 мы видим, что Бог воздает «великими делами праведности», прощая тех, кто превозмогает от беззаконий, и насыщает их благами дома Своего. В Псалме 102:6 Божья праведность означает Его преданность к угнетенным и обиженным. Здесь праведность явно не означает, что Бог повинуется абстрактным нравственным нормам, но что Он верен в отношениях.

Исаия 32:1-2: «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей».

Царство праведности - это то место, где царь будет верен своим отношениям со своим народом. Там, где лидеры, назначенные им, будут иметь такое же сердце, и где все люди будут верны отношениям, заботе и защите друг друга.

 

Иисус и праведность

 

Иисус Своей праведностью привел в смущение многих людей вокруг себя. Пока фарисеи рассуждали о поступке женщины, которая обтирала ноги Иисуса благовониями, Иисус заботился о ней, тем самым удовлетворяя простые потребности отношений. Когда Закхей поднялся на дерево, чтобы увидеть Иисуса, Иисус ответил на это ожидание, пообедав с ним и его семьей, пока евреи стояли снаружи и осуждали Иисуса за плохой выбор друзей. Он первый начал разговор с женщиной у колодца, а ученики не могли понять, зачем ему разговаривать с этой женщиной. Иисус остановился среди толпы, чтобы удовлетворить потребность женщины, страдающей кровотечениями, когда она просто коснулась Его одежды. Иисус видел, что ключом к праведности являются правильные отношения, а не законнические и добросовестные исполнения общепринятого поведения.

Читайте также:  Почему Бог гневается на людей, если заранее знает будущее?

 

Отношения с Богом

 

На протяжении всего времени Бог хотел установить и сохранить отношения с человеком. И Бог ожидает от нас, что мы исполним другую сторону этих отношений. В книге Исайи 59:1-2 говорится, что Бог всегда верен Своим отношениям и что только наши грехи и беззакония производят разделения. Наша праведность перед Богом просто основана на выполнении обязательств в отношениях, которые Он хочет иметь с нами. Данная праведность так явно демонстрирует, что хорошие и правильные поступки - не главное в христианстве. Молитва - это не время выполнения всего списка дел с Божьей помощью, но это время с самим Богом, исполнение тех отношений, которые Он желает иметь с нами. Праведность молитвы - это не ежедневная постановка дел и задач перед Богом или мысль о том, что Бог не будет работать, если мы не будем молиться, но это часть наших отношений с Ним. Если мы не общаемся, мы не сможем работать вместе. Весь список хороших дел, лишенный отношений, уже не может считаться праведным. Это те отношения, которые, в конечном итоге, будут проверкой в Судный День.

Многие из тех, кто, кажется, упорно трудится во славу Бога, и даже те, кто совершали чудеса и изгоняли бесов именем Иисуса, будут стоять перед Христом, описывая свои жизни и служения, но Иисус ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:21-23). Иисус не отрицает, что эти люди действительно служили или творили чудеса, но Он говорит, что они не исполняли Его волю. Воля Христа заключается в том, чтобы они знали Его, а Он знал их. Все правильные дела без знания Самого Бога, не исполняют Его воли. В послании Иоанна 5:39 Иисус обращается к евреям, которые сомневались в Его сущности. Он сказал: «Вы усердно изучаете Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Евреи правильно поступали, изучая Писания, но они не искали отношений, которые предлагались им в Священном Писании.

Подробнее это описывается в Евангелии от Матфея 25 главе, когда овцы и козлы отделяются навсегда. Заключительный приговор состоит в том, что «...пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46).

Апостол Павел, стараясь продвинуться в своих отношениях с Богом, сравнивает свое законничество в иудаизме с превосходящей ценностью познания Христа. Он пишет: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филиппийцам 3: 9).

Это высказывание о праведности зажато между двумя очень острыми заявлениями о желании Павла познать Христа; на самом деле, все считали, что величайшим стремлением Павла было правильное отношение к Богу, в чем и заключается сущность праведности перед Богом. Такая праведность - это инициатива Самого Бога (1 Иоанна 4:9-11). Нашим ответом и единственной надеждой является вера в Божье обещание и в Его желание оправдать нас через крест (2 Коринфянам 5:18-19, Ефесянам 2:17-18).

 

Праведность в христианских отношениях

 

Грех, разделяющий братьев, которые стремятся быть праведными, является оскорблением для Бога и сильно осуждается во всей Библии. Подумайте над всеми отрывками о грехе в Новом Завете и вы увидите, сколько из них написаны в контексте неспособности удовлетворить потребности взаимоотношений. Эти отношения всегда подчиняются присутствию Бога и связаны с нашим исполнением этих отношений. Отрывки, относящиеся к «друг другу», не представляют собой священный список, рассказывающий нам, какими нам надлежит быть. Они представляют собой борьбу Бога через Его Слово за точное представление природы праведности. Любое действие или мысль, которые разрушают отношения или единство, являются неправедными. И наоборот, те действия и мысли, которые созидают и способствуют единству, являются праведными.

Поступаем ли мы праведно, когда едим мясо, принесенное в жертву идолам, пьем вино за ужином или разговариваем с третьим лицом о конфликте с кем-то и так далее, имеет мало общего с самим действием, но важно, какой результат приносит данное действие – созидает ли оно отношения или разрушает их. Даже такие понятия как сексуальная безнравственность, ложь, воровство, убийство и тому подобное, не являются обособленными действиями, которые Бог, просто по Своей прихоти, определил как грехи. Эти действия унижают и разрушают отношения с другими людьми и с самим Богом. Они просто неправедны в самом прямом смысле. «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5:21). Бог противится прелюбодеянию, гомосексуализму, порнографии и добрачному сексу не потому, что Он не любит нас или пытается обделить нас, но потому, что такое поведение разрушает правильные отношения. В противоположность делам плоти есть плоды Духа (Галатам 5:22-23). Каждый из этих плодов помогает строить правильные отношения с другими.

Читайте также:  Как Иисус Христос может быть Мессией и умирать за чужие грехи?

Вполне возможно быть «правым» и при этом неправедным. В течение многих лет я был страстным поклонником правды, выводя на чистую воду любой ценой. Я говорил откровенно и часто, будучи «правым», я оставлял трещину в отношениях. «Правда глаза колит, не так ли», - было моим обычным отношением. Праведность или правильные отношения нуждаются в том, чтобы правду искали, поддерживали и говорили, но говорили с любовью. Павел ясно объясняет это в Послании Ефесянам 4 главе, когда он сталкивается с «лукавством и хитростью людей в их обманчивых замыслах». Он говорит: «Давайте будем возглашать истину с любовью и мужать, чтобы стать подобными Ему во всех отношениях. Христос — глава...» (К Ефесянам 4:15). Когда мы расходимся после непростого разговора, уверен ли наш собеседник в том, что мы его любим, независимо от того, насколько он был обличен? Ваши отношения после этого разговора укрепились или разрушились? Часто, легко доказав свою правоту, мы опустошаем отношения своим неправедным поведением.

 

Приоритеты в отношениях

 

В отношениях всегда наступают времена, когда ожидания одного человека вступают в противоречие с ожиданиями другого. Конечно, есть отношения, которые всегда должны быть приоритетными для нас: наши отношения с Богом. Праведный выбор - это когда мы ставим отношения с Богом на первое место. Мы не сможем праведно относиться к другому человеку, если ставим его выше Бога, даже если этот человек будет от нас этого требовать (Матфея 10:37-38, Луки 14:25).

Мы не можем быть праведными, если ставим свое собственное благополучие выше отношений с Богом. Бог знает, что мы нуждаемся во многих вещах, самые необходимые - это еда, одежда и крыша над головой. Есть два способа получить эти вещи. Мы можем гнаться за ними, или мы можем «Искать прежде всего Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:33). Наше единство с Богом всегда является первоочередной задачей, даже если для этого необходимо пожертвовать другими отношениями или своим стремлением к материальному благополучию. Не обманывайтесь; мы никогда не сможем быть праведными в наших отношениях с человеком, если мы любим его больше, чем мы любим Бога, или если грешим с ним для поддержания отношений.

 

«Самоправедность» невозможна

 

Истинная праведность никогда не может сама собой ни появиться, ни закрепиться. Человек, который изо всех сил стремится быть «праведным», то есть делать все правильно, но при этом игнорирует других или смотрит на других свысока, не может быть праведным. Подобно тому как наша праведность перед Богом полностью зависит от Его милостивого прощения грехов, которые отделяют нас от Него, так и наша праведность перед другими людьми. Например, Павел, как мы видели ранее в Филиппийцам 3:9, искренне желал «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере». В Послании к Римлянам 3:20 Павел далее утверждает, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». Мы должны понять, что можем быть праведными только потому, что мы помилованные сыновья и дочери по вере, и это дар Божий, чтобы никто не мог хвалиться (Ефесянам 2:8-9). Наша праведность перед другими людьми требует такого же прощения, милости и веры. Мы должны «быстро решать вопросы» и «не позволять солнцу садиться во гневе нашем». У нас должна быть Божья праведность, которая более заинтересована в укреплении отношений, чем в исполнении правосудия.

Праведность, в ее истинном значении, не может быть спрятана в шкафу. Мера праведности всегда определяется в контексте других отношений. Таким образом, «самоправедность» действительно является противоречивым термином.

 

Праведность Церкви

 

В книге Исайи 9:7 пророчество Иисуса гласит, что Он установит и укрепит Свое Царство судом и правдою. Правильные отношения - это строительный материал сильной Церкви. Это, пожалуй, одно из величайших открытий растущего числа конфессий и их влияния во всем мире. Оно также раскрывает величайшую неудачу многих церквей, где учат правильной доктрине, но не уделяют должного внимания отношениям, а ведь именно отношения основывают и поддерживают Царство. Будучи частью Божьего Царства, мы не можем быть автономными или независимыми. Требования истинной праведности образуют «взаимоскрепляющие связи», то есть отношения, которые объединяют различные части Церкви. Праведность поддерживает саму цель и смысл Церкви как сообщества спасенных людей, которые являются светом для мира и солью земли.

Читайте также:  Иисус Христос: в Нем, Им, через Него и благодаря Ему

 

Праведность благовестия

 

В свете истинного определения праведности, благовестие уже не может быть просто «одним из пунктов, которые Бог ожидает от меня». Оно фактически выполняет обязательства отношений, которые окружают нас каждый день. Божий вечный план состоит в том, чтобы примирить всех людей с Собой и объединить людей, которых разделил грех. (Прочитайте послание Ефесянам и 2 Коринфянам 5 главу). Ежедневные контакты с многочисленными людьми вырабатывают в нас качества, необходимые в отношениях, такие как терпение, любовь, внимание, доброту и так далее Когда мы отвечаем этим качествам, мы праведны. Когда мы терпим неудачу, мы неправедны. Кроме того, не прощенный грех всегда является барьером в отношениях. Мы знаем, что ни одни отношения не могут быть полными и едиными, пока в них остается грех. Таким образом, выполнение обязательств в любых отношениях, которые мы имеем, в конце концов, приводят к раскаянию и прощению от Бога и друг от друга. Только тогда единство и гармония между двумя людьми могут быть полными.

Попытка удовлетворить эту потребность в окружающих нас отношениях - это благовестие в его чистейшей форме. Это невозможно осуществить только с помощью запланированных действий, должно быть огромное желание укрепить все отношения в соответствии с Божьим планом. Праведность Бога проявляется в Его стремлении сделать все возможное, чтобы вернуть нас к Себе без ущерба для истины и природы Бога. Праведность для нас должна быть сосредоточена на одном: стремиться делать все возможное, чтобы привести других людей к правильным отношениям с Богом без ущерба для истины и природы Бога.

 

Призыв к праведности

 

Каждый из нас должен серьезно задуматься о глубине и важности библейской праведности в своей жизни. Мы должны начать воплощать эту концепцию со страстью Иисуса, никогда не ставя под угрозу ее чистоту их-за наших собственных эгоистических амбиций или гордости. Когда целью нашей жизни станут правильные отношения с Богом и людьми, и мы будем прилагать к этому все усилия, которые Бог дает в Библии, мы, как движение, будем продолжать видеть рост не только в количестве прибавленных к Царству, но и в качестве духа самой Церкви.

 

Дополнение

 

Перед каждым из нас стоит задача в том, чтобы обновить наше понимание и использование понятия «праведность» для полного исполнения отношений. Это непросто. В нашем языке (английском) нет подходящего слова, которое полностью передает значение этой концепции, и в нашей культуре нет для нее концептуальной основы. Для этого потребуется глубокое покаяние, переосмысление, изменение нашего разума, пока мы не увидим его должным образом.

Для исследования попробуйте пройти через всю Библию и найти все примеры слова праведный или праведность. Выпишите стихи (в контексте, конечно), чтобы выделить в них идею «правильных отношений». Размышляйте над этими стихами, пока не увидите праведность. Я выписал несколько своих любимых примеров ниже: помните, что правильные отношения включают в себя Бога и других людей.

Матфея 5:6: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Матфея 5:10: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Матфея 5:20: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Матфея 6:33: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Матфея 25:46: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Римлянам 3:21: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки».

Филиппийцам 3:8-9: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере…».

Есть много других отрывков, которые показывают, что Павел должен был привить праведность в Церкви, построенной на греческом обществе, которая также не имела никакого соответствия для этой глубокой концепции. Просто помните: праведность — это всё об отношениях.

1 Фессалоникийцам 5:12-15, Филиппийцам 2 глава, Ефесянам 4-6 главы (невероятный призыв к правильным отношениям), Галатам 6:1-5, 1 Коринфянам 13:1-12, 1 Коринфянам 8 глава, 10:14-31, Римлянам 14-15 главы, 1 Коринфянам 6:1-11, Римлянам 12:3-21.

 

Источник: http://www.disciplestoday.org

Автор: Фред Фаллер

3 октября, 2017 года

Перевод: Екатерина Хлопинова


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики: