1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Роль учителя: История, квалификация и процесс оценки

Вы знаете, что среди людей, когда они собираются вместе в семью, или клуб, или профсоюз, люди говорят о "духе" этой семьи, или клуба, или профсоюза. Они говорят о таком "духе" потому, что индивидуальности, когда собираются вместе, на самом деле развивают определенные стили речи и поведения, которые бы не были им свойственны по отдельности… Это как если бы какая-то коллективная личность начала существовать. Конечно, это не настоящая личность; это только подобие личности. К.С. Льюис "Просто христианство"

Команда учительского служения недавно с радостью и в то же время грустью отметила, что среди членов нашей команды начала проявляться "коллективная личность". Мы радовались более глубоким взаимоотношениям, которые проистекают как из единства Духа, так и из нашей общей ответственности служить нашим церквям. Хотя мы давно разделяли друг с другом общие интересы и ответственность, только недавно мы пришли к ясно различимому духу единства. Это единство уже начало производить хорошие, полезные плоды. Есть вдохновляющие достижения, которые мы хотим анонсировать и передать вам в этой статье. Но перед этим мы хотим, прежде всего, поделиться тем, какая причина у нас есть для грусти.

Мы осознаем и поэтому просим прощения за наше общее поведение в последние годы. К нам как к учителям применяются жесткие стандарты (Послание Иакова 3:1). Несмотря на то, что наше положение наилучшим образом способствует тому, чтобы помогать друг другу удерживать эти стандарты, мы, учителя, не преуспели в этом из-за пренебрежения и трусости. Мы, учителя, не держали друг друга подотчетными и не действовали сообща как здоровый коллектив. Более того, мы подводили наших старейшин и евангелистов, оставив им ответственность стоять на страже (Иезекииль 33:6-7), на том месте, которое мы освободили. В результате мы вызвали натянутые отношения между учителями и другими служителями в нашей семье церквей.

Когда любой коллектив грешит, Иисус требует от него Богоугодной печали и раскаяния (Откровение 2:4-5, 14-16, 20-21; 3:1-3, 15-19). Каждый из нас, учителей, служащих в команде, подверг пересмотру свою собственную область ответственности в нашей общей дисфункции как команды. Мы с усердием и рвением готовы раскаяться и подтвердить наше покаяние делами. В этой статье мы излагаем эти плоды покаяния. Покаяние приносит времена освежения и обновления. И именно с этим освеженным и обновленным духом мы, учителя, теперь ищем способы лучше служить нашим братьям и сестрам в Международных Церквях Христа. Пожалуйста, простите наш грех. И пожалуйста, рассмотрите наши планы, которые подтвердят наше покаяние на деле.

После изложения краткой исторической справки, описывающей контекст роли учителя, мы обсудим как основные квалификационные требования к учителям, так и процесс их оценки.

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

 

Ветхий Завет и период между Заветами

 

До изгнания Слово Бога передавалось Израилю через священников и левитов, через пророков и через глав семейств. Во время изгнания и в период между Заветами в Израиле развились классы преданных учителей – учителей Закона, книжников, которые были обычными людьми, посвятившими себя обучению своих сограждан Закону Бога. Они часто смотрели на Ездру как на свой пример для подражания (см. Ездра 7:6 и 10), и их влияние во времена Иисуса широко распространилось.

 

Новый Завет

 

В течение Своего земного служения Иисус много говорил о скромном и служащем характере, который отличает истинное духовное лидерство, но мало что сказал о последующих структурах лидерства в грядущих общинах Его учеников. Он просто заверил Апостолов, что они будут ведомы Св. Духом, который направит их на всякую истину (Евангелие от Иоанна 14:16-18, 26; 15:26-27; 16:12-15). Библейский текст показывает, что формы лидерства в первые десятилетия существования Церкви оформлялись постепенно и с вариациями, которые развивались со временем и приводили к отличиям в поместных церквях.

В книге Деяний 13:1 сказано: "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…". Слово "учитель" - в греческом διδάσκαλος [didáskalos], происходит от didáskō (учить). В классическом греческом оно означает "инструктор" или "учитель", например, "школьный учитель" или "руководитель хора". Это понятие включает в себя научение людей навыкам и умениям, развитие у них способностей и преподавание учения в систематическом виде. В Новом Завете этот термин использовался для обозначения человека, который учит или разъясняет волю Бога и Его Слово. Пророки и учителя были первичными типами лидеров, служивших в церкви в Антиохии, и в их число входили Савл и Варнава. Павел подтверждает во 2 Тимофею 1:11: "я поставлен проповедником и Апостолом и учителем".

Акцент делался на то, что дары Св. Духа распределены между всеми верующими, и дар учительства был одним из выдающихся даров, как видно в следующих стихах:

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; (Послание Римлянам 12:6,7)

И иных Бог поставил в церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. (1 Послание Коринфянам 12:28)

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, (Послание Ефесянам 4:11,12)

Хотя делать в этом вопросе жесткие и быстрые выводы было бы излишне, возможно, что Ефесянам 4:11 описывает логическую последовательность: апостолы и пророки заложили ортодоксальное основание церкви (Послание Ефесянам 2:20, 3:4-5); затем евангелисты провозглашали Евангелие, завоевывая новые плацдармы веры, основывая христианские общины; наконец, пастыри/учителя вели эту группу христиан к зрелости, уча их повиноваться Слову Бога. Другое возможное понимание этого отрывка можно назвать "веревка, втрое скрученная": евангелист, пастырь и учитель вносят 3 акцента в лидерство, все они всегда нужны и потому всегда присутствуют в жизни церкви.

Учительство в ранней церкви включало не только тех, кто были признанными учителями, но, вероятнее всего, и других христиан, способных учить. Помня об этом, мы лучше поймем следующий отрывок из Иакова 3:1: "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению". В первые десятилетия церкви, похоже, не было прописанных требований для назначения каких-либо лидеров, кроме старейшин и диаконов.

Подобно тому, как Павел говорил о "лжеапостолах", Петр обращался к проблеме "лжеучителей", ψευδοδιδάσκαλος (pseudodidáskalos):

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (2 Петра 2:1)

Очевидно, церковь смотрела на учителей, ища наставления, но эти учителя были мотивированы больше личными планами, чем персональной честностью, праведностью и верностью Слову Бога.

 

Послеапостольский период

 

В послеапостольской литературе есть немного упоминаний о позиции или роли didáskalos. Дидахе 10, 11 говорит, что учителя должны жить в соответствии с тем, чему они учат. Другой документ ранней церкви, "Мученичество Поликарпа", говорит о Поликарпе как о didáskalos episēmos ("знаменитом учителе").

Упоминание роли "евангелист" исчезает почти моментально в писаниях Отцов ранней церкви, а упоминание "учителя" сохраняется какое-то время, но всё больше и больше воплощается в одну из функций старейшины. С уходом апостольского поколения, наступает черед советам, состоящим из старейшин и диаконов, управлять поместными церквями, и это становится самой нормативной структурой церквей.

Интересно отметить 2 воплощения более формальной роли "учителя" в позднем христианстве. В Католической церкви ролью "катехизатора" (Послание Галатам 6:6) было подготовить будущих христиан ("катехуменов") к крещению путем укоренения их в основах христианской веры и практики. В протестантизме Кальвин сделал вывод из Ефесянам 4:11 о существовании роли "учителя" как отдельной от "пастора", но его видение для это роли (как "доктора" церкви, от французского слова для didaskalos – "docteur") подразумевало прежде всего тренировку профессиональных священнослужителей. Отсюда проистекает идея семинарий для обучения служителей.

 

Движение Реставрации

 

Роль учителя в 19-ом и 20-ом веках развивалась преимущественно в университетской среде и через публикации. В Традиционной Церкви Христа в США развивались христианские колледжи для обучения детей, как предпочтительная альтернатива государственным университетам и колледжам; таким образом, ведущие учителя в этих церквях были профессорами университетов.

Движение Библейских Кафедр (The Bible Chair Movement) было другой приемлемой альтернативой для тех, кто сделал выбор посещать государственное учебное заведение. Библейские Кафедры предлагали Библейское образование за стенами кампуса (в идеальном случае – в соседнем здании), и преподавал там учитель с необходимой академической степенью. Хотя компонент Библейского образования присутствовал, он не был задуман для тренировки служителей.

Когда члены Традиционной ЦХ хотели получить высшее теологическое образование, их единственным выбором было поступить в не связанное с ТЦХ учебное заведение. Со временем, школы религии развились среди колледжей, связанных с ТЦХ. Большая часть профессоров получили образование в деноминационных школах, что в их пору было единственным вариантом, но со временем стало предпочтительным подходом с целью избежать "родственного спаривания" (вероятно, имеется в виду "избежать замыкания в своей среде" - прим. перев.).

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Значительное число профессоров были преподавателями, с малым опытом в практическом служении. Они были академическими работниками, чей единственный опыт в служении зачастую был приобретен в ходе практики для защиты диплома, и часто они вели студентов в сторону теоретических вопросов (и часто с уклоном в сторону от консерватизма), а не практических вопросов служения. Как реакция на такое зачастую несбалансированное Библейское образование, в 1960-е годы возник альтернативных тип школ тренировки служителей, названный "школы проповедников".

Философия "школ проповедников" была очень практической: взять тех, кто хочет заниматься служением, независимо от их возраста и предыдущего образования, и преподать им глубокие Библейские и связанные с Библией курсы в очень интенсивной манере. Практические акценты на тренировке евангелистов и строительстве церкви были более выражены в этих школах, чем это обычно было в университетах. У нас есть чему научиться из положительных и отрицательных сторон всех этих подходов к тренировке лидеров, занятых служением полное время.

 

Движение ученичества

 

В 1960-х движение "Кроссроудс" установило сильный акцент на служении обучения применительно ко всей общине. Со временем в служении учения развился отчетливый фокус на тренировке лидеров в различных ролях, не только тех, кто в итоге будет работать для церкви полное время (хотя большинство учеников имело такую мечту). Некоторым из тех, кто планировал начать служить полное время, советовали пройти более формальную тренировку, и некоторые из них получили дипломы и степени. Однако разочарование в некоторых результатах, которые приносил такой подход, привело к основанию школы тренировки служителей в движении "Кроссроудс".

В ранний период истории Бостонской церкви её наиболее влиятельные лидеры не считали, что обучение в аудитории было нужно, и настаивали, что мы должны "тренировать так, как Иисус тренировал", т.е. будучи рядом с нашими учениками в практическом служении. Этот подход умалял роль служения учителей. Он также игнорировал тот факт, что Иисус, Чьим основным титулом было "Учитель", обильно учил Своих учеников Библии, а не только лишь практическому служению.

Очевидно, оба подхода нужны и всегда будут нужны. Правда в том, что служители в большинстве церквей не были научены глубинам Библии, и их проповеди обычно отражали это. В то же время, без сомнения, роль учителя была недооценена, хотя с назначением нескольких "учителей Царства" в конце 1990-х роли учителя был дан некоторый ход.

Начиная с 2003 г., евангелисты внезапно оказались в самом горячем огне критики (хотя мы все были "на печке"), и возникли различные нереальные ожидания касательно учителей. Одна из таких идей была в том, что в действительности все проблемы в нашем движении были из-за недостатка более глубокого знания Библии. В умах некоторых людей учителя были решением проблем. Это была одна из крайностей среди нас, чего следовало ожидать в переломные времена, - чрезмерно упрощенный и неполный ответ на вопрос, в чем же мы нуждались – один из многих перегибов.

Задолго до 2003 г. Даглас Джакоби проложил путь среди наших учителей, предложив схему более глубокого Библейского обучения с академической точки зрения. Его более ранние шаги в тренировке служителей начались с преподавания курсов для работающих для церкви в Мировом секторе "Содружество" (как он в то время назывался). Поскольку этот сектор был велик и включал в себя много различных стран, его дальнейшие усилия были направлены на то, чтобы вырастить других учителей в различных частях этого мирового сектора, которые могли бы обучать работающих для церкви в своей части мира.

В этот период учителя встречались несколько раз в год и получали обзор материала, который им затем предстояло преподавать в своей домашней среде. В это время работающие для церкви из других мировых секторов начали просить, чтобы они тоже могли посещать такие программы, поскольку в их мировых секторах не было возможностей получить формализованное обучение. В конце концов, эти ранние усилия привели к созданию Международного семинара учителей и затем Библейских туров, направленных на более широкую аудиторию. Учебное расписание Программы обучения служителей (MTP – Ministry Teaching Program) состояло из 8 курсов, с заданиями по самостоятельному чтению литературы и финальными экзаменами, за которыми следовало вручение сертификатов о пройденном обучении. К настоящему времени Даглас развил MTP в Институт служения в Афинах (AIM), который предлагает усовершенствованную версию программы с онлайновым компонентом и многими добавлениями.

Другие учителя подражали подходу, предложенному в MTP. В Бостоне Гордоном Фергюсоном была начата Школа служения Новой Англии, также на основе 8 учебных курсов. Эта программа была расширена и включила в свою область деятельности Континентальную Европу. В Нью-Йорке Стив Киннард начал Нью-Йоркскую Школу Международных миссий. И другие программы предлагались в различных местах, все они были очень похожи на MTP.

В настоящее время существуют несколько учебных программ в нашей семье церквей, такие как: Институт служения в Афинах (под руководством Дагласа Джекоби), Азиатско-Тихоокеанская академия лидерства (под руководством Гордона Фергюсона), Чикагская Академия развития служителей (под руководством Стива Стейтена), Школа служения и богословия Роки-Маунтин (под руководством Гленна Джайлза), Тихоокеанская школа служения (под руководством Риза Нейланда), Фонд "Проект Ездра" (под руководством Артуро Элизаррараса), Академия Содружества (под руководством Эда Энтона), и др.

В дополнение к формализованному обучению лидеров, работающих для церкви, подобное обучение принесло пользу и лидерам, не работающим полное время для церкви, и некоторое число не работающих для церкви лидеров послужило в ролях учителей общин. В данный период нашей истории стало очевидно, что нам нужно предложить более систематическую тренировку для тех, кто служит в различных ролях, как для работающих для церкви, так и для не работающих. Должно быть столь же очевидно, что в результате этой тренировки все больше и больше братьев и сестер будет подготовлено для служения в роли учителей. (Мы предполагаем, что в большинстве ситуаций учитель – мужчина, но также признаем потребность в женщинах, которые будут признаны как учителя женщин). В прошлом большая часть наших стараний была направлена на обучение лидеров. В будущем наши старания должны быть направлены на обучение всех учеников, если мы всерьез принимаем вторую часть Великого Поручения Иисуса Христа. По этой причине Команда учительского служения фокусируется и на обучении служителей, и на обучении общин.

В этом историческом разделе мы намеренно сфокусировались в большей степени на роли учителя в тренировке служителей. Команда учительского служения получила просьбу разработать лучшие средства для тренировки лидерства и рекомендовать единую учебную программу для тренировки работающих для церкви; к настоящему времени мы это сделали. Однако следует отметить, что мы исторически признавали важность акцента на тренировке целых общин (на уровне членов церквей), и мы хотим вдохновить церкви на то, чтобы такой тренировки было гораздо больше, и помочь сделать её более глубокой и систематической. В прошлом Библейское обучение членов церквей помогало подготовить каждого члена церкви к тому, чтобы эффективно делиться своей верой с нехристианами.

Кроме того, "Дни учения" были и остаются частью "меню учения" для многих церквей. Определенно, такие концентрированные форматы учения помогают членам церкви развивать более глубокое знание Библии и связанных с ней областей. Достаточно малое число общин предлагало такие дополнительные классы на регулярной основе – как правило, по утрам в воскресенье, до службы, что-то вроде воскресной школы для взрослых.

Большая часть проповедования со сцены в наших церквях была и остается сфокусированной на мотивировании слушателей, и образ мыслей проповедника, стоящий за такими проповедями, приводил и приводит к тематическим урокам. Тематические проповеди просто не так эффективны в углублении знания Библии, как разъяснительные проповеди. Это не красит нас, если мы думаем, что проповедование наших хороших идей с добавлением к ним нескольких отрывков из Писания более эффективно в мотивировании членов церкви, чем действительное сосредоточение на тексте самой Библии. Разъясняющие проповеди, если их делать как следует, приносят улучшение знания Библии и могут быть очень мотивирующими. Мы надеемся, что наш обновленный акцент на тренировке служителей приведет к тому, что проповедующие в церквях будут использовать Библию более эффективным способом – так, чтобы углублять знание Библии и в то же самое время мотивировать слушателей. Какой бы способ мы ни избрали для тренировки членов церкви, мы просто обязаны поднять уровень знания Библии в наших церквях. Тренировка служителей и тренировка членов церквей должны быть неразрывно связаны разными способами, и именно этой цели предана Команда учительского служения.

Читайте также:  Разногласия в церкви: причины и решение

 

Качества учителей

 

Хотя в Библии нет списка качеств, требующихся от кандидата на роль учителя, эта роль — одна из ключевых ролей или даров лидерства, упомянутых в Писаниях (Деяния 13, Римлянам 12, 1 Коринфянам 12, Ефесянам 4). Когда мы рассматриваем чью-то кандидатуру, чтобы рекомендовать его церкви как учителя, хорошо будет рассмотреть следующие 3 категории качеств: (1) Писания, говорящие об общих качествах, необходимых для любой лидерской роли; (2) Писания, которые конкретно или косвенно касаются учителей или потенциальных учителей; (3) особые качества учащего, которые нам подсказывают здравый смысл и опыт.

 

Общие качества лидеров

 

Как и старейшина или любой лидер церкви, учитель должен быть сдержанным, умеющим контролировать себя, уважительным, гостеприимным, не подверженным пьянству, не резким, но кротким, не сварливым, не любителем денег, не властолюбивым, не скорым на гнев, не желающим обогатиться нечестным путем, но прямым, святым, дисциплинированным и не новообращенным (1 Тимофею 3, Титу 1). Как и диакон, он должен придерживаться глубоких истин нашей веры с чистой совестью (1 Тимофею 3).

Иными словами, учитель должен быть человеком с духовным образом мыслей. Его жизнь должна свидетельствовать, что он "исполнен веры и Св. Духа" (Деяния 6:5). Его отношения с Богом должны быть настоящими и отражать тот дух, который мы видим в словах Ап. Павла: "не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тимофею 1:12). Он должен быть честным и проявлять те первоочередные качества морали и характера, которые требуются от того, кто учит других Слову Бога.

Каждый перечень духовных даров в письмах апостола Павла (Послание Римлянам 12, 1 Коринфянам 12, Ефесянам 4) окружен призывом к скромности, единству и милости. Кандидат должен быть примером в скромности, верить в командную работу, стремиться к единству и проявлять милость во взаимоотношениях с другими. Те, кто не открыт к влиянию извне и имеют менталитет "я сам по себе" и норовистый характер — дисквалифицируются.

 

Специфические отрывки о роли учителя

 

Хотя в Писаниях нет списка качеств учителя, все же есть тексты в Библии, показывающие, какого рода человека Бог хочет видеть в этой роли. В 1 Тимофею 1:5-7 написано:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Каким-то образом эти люди хотели быть учителями в церкви. Хотя они, похоже, не понимали определенных Библейских истин касательно Закона, их самая большая проблема была в том, что они уклонились от чистого сердца, доброй совести и искренней веры, и потому не могли проявлять любовь, самое существенное качество Иисуса Христа. Ясно, что учитель должен иметь правильную мотивацию, превознося Слово Бога, а не себя самого. Учитель заблуждается не только тогда, когда приводимые им факты неправильны, но и когда его сердце неправо. Если он не проявляет любви, которая происходит из чистого сердца и искренней веры, то он упустил самое главное (1 Послание Коринфянам 13:2).

Поскольку труд учителя требует, чтобы учитель сперва приобрел знание, предупреждение Павла в 1-ом Послании Коринфянам 8:1-3 особенно важно для учителей:

...мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

Все роли в лидерстве приносят свои собственные искушения. Человек, который изучает глубже и читает больше, может быть искушаем быть гордым по отношению к тому, чтобы учиться, либо смотреть сверху вниз на других, которые не так хорошо "подкованы", как он. Человек квалифицирован учить, только если он борется с этим искушением быть гордым и побеждает его.

Объединяя мысли из 1 Тимофею 1 и 1 Коринфянам 8 с теми, которые мы находим в послании Евреям 3:12-13, становится ясно, что учитель должен искать взаимоотношений, в которых он может ходить во свете, быть вызванным в грехах и гордости и хранить свое сердце чистым перед Богом и братьями. Умный учитель, не имеющий связи со своими братьями — это опасный учитель.

Одно из качеств старейшины очевидным образом применимо к учителю. 1 Тимофею 3:2 говорит: "способен учить". Хотя для старейшины это не обязательно должно быть его сильнейшим качеством, но оно должно быть очень ярко выражено у учителя. Учитель должен хорошо уметь сообщать, передавать учение. Любовь к изучению сама по себе не квалифицирует человека как учителя, хотя без нее вряд ли кто-то может учить. Способность передавать знание эффективно — вот то, что требуется. Человек может учиться или знать что-то и не обязательно обладать способностью помочь другим выучить это тоже. Учитель — это человек, который может взять даже сложные концепции и передать их в ясной и мотивирующей манере.

Как Павел учил Римскую церковь по поводу оценки их даров, "Не лелейте преувеличенных представлений о себе и своей значимости, но старайтесь иметь здоровую оценку своих способностей в свете веры, которую Бог дал всем вам" (Послание Римлянам 12:3, с англ. перевода Phillips). Как и в случае всех других духовных даров, именно Тело Христа подтверждает наличие дара. Община окончательно подтверждает кандидатуры квалифицированных учителей, основываясь на духовном влиянии, которое производит их учение.

Далее, рассмотрим характеристику Аполлоса в книге Деяний 18:24-25:

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефесянам Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Хотя Аполлос все еще нуждался в определенном росте, он демонстрировал несколько качеств, которые нужны тем, кто учит:

 

1. Он был сведущ в Писаниях. Другой перевод говорит: "он имел глубокое знание Писаний". Мы все учимся, но учитель должен знать Писания, знать большую картину, знать, о чем отдельные книги Библии, каковы важнейшие темы и как они взаимосвязаны. Учитель должен быть образованным человеком в Священном Писании. Откуда бы он ни приобрел эту образованность — через годы старательного самообразования, или через тренировку и обучение от более мудрых и опытных учителей, или через формализованное обучение в семинарии или Библейской школе — она должна сопровождаться определенным опытом жизни и служения.

2. Он был горяч духом. Учитель должен быть страстным человеком, когда дело касается Слова Бога. "Если наш дар — проповедовать, давайте проповедовать до самых пределов нашего видения. Если это служение другим — давайте сконцентрируемся на нашем служении; если это учение — давайте отдадим все, что у нас есть, нашему учению; и если наш дар — стимулировать веру других, давайте настроим себя на это" (Послание Римлянам 12:6-8, с англ. перевода Phillips). Когда люди слышали, как учил Иисус, они были "поражены Его учением". Он учил как имеющий власть. Истинный учитель — не слабовольный передатчик информации, но тот, кто оживляет Слово Бога так, что оно становится исполненным смысла и запоминается.

3. Он учил об Иисусе правильно. Учитель должен иметь представление обо всем Писании, но в особенности должен иметь фокус на том, что касается Иисуса Христа. Он должен быть пленен Иисусом. Учитель понимает, что Иисус провозглашал Царство Божье, что Его цель для нас - учить всех учеников соблюдать все, что Он заповедовал (Евангелие от Матфея 28:20). Никто не может знать Иисуса без того, чтобы знать важность Креста и Воскресения в жизнях учеников.

 

В добавок к этому, вышеупомянутый отрывок из Иакова 3:1 утверждает: "не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению". Принимая это предостережение в свое сердце, те, кто учит, не должны обороняться, но должны всегда быть готовы к более серьезному наблюдению и проверке.

В конце давайте рассмотрим слова Павла к Тимофею, которые он применяет и к учению, и к проповедованию:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (2 Тимофею 3:16-4:2)

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Учитель должен быть человеком, который отважен и подобен пророку, которого не контролирует жажда популярности. Он должен учить тому, что правильно, и когда его поддерживают, и когда не поддерживают. Он должен иметь готовность исправлять и обличать и призывать народ Бога обратно к Божьему плану и Божьему пути. Он не должен быть человекоугодником, который избегает трудных вопросов.

 

Другие качества

 

Когда мы формулируем качества на основе опыта и здравого смысла, мы должны быть осторожны. С одной стороны, мы не должны игнорировать уроки, которые мы выучили в событиях реальной жизни, но с другой стороны, мы не можем быть в них так же догматичны, как в критериях, оформившихся на основе Писаний. И конечно, мы должны испытывать эти выводы из опыта, чтобы быть уверенными, что они не конфликтуют с принципами жизни в Царстве. Эти критерии должны служить как направления, а не как абсолютные требования.

 

1. Учитель должен вести в том, как учиться. Учитель должен иметь настоящий аппетит к обучению и убеждение о том, что обучение и образование продолжается всю жизнь.

2. Университетская степень полезна и рекомендуется. Однако мы должны признать, что некоторые высокомотивированные и одаренные люди могут быть великолепными учителями и без ученых степеней.

3. Знание греческого и еврейского не принципиально, но желательно. Как минимум, учителю следует видеть ценность в том, чтобы в какой-о степени знать Библейские языки, и искать способы использовать их в своем учении.

4. Он должен быть способен организовывать свои мысли и переводить их в письменную форму (Екклесиаст 12:9-10). Пишет ли он статьи, книги, авторские колонки на интернет-сайте или конспекты уроков — человек, ясно мыслящий, сделает ясный урок.

5. Подготовка к тому, чтобы стать учителем, как и тренировка для роли старейшины или евангелиста, включает годы работы "за сценой". Тем не менее, молодые христиане, которые проявляют дар учительства, должны получать возможности учить, в ограниченном объеме и под наблюдением.

6. Учитель принимает пастырскую ответственность за тех, кого он учит. Например, когда он учит на чувствительную тему, он должен быть заинтересован помогать людям проработать их вопросы и беспокойства.

7. Учитель знает разницу между мудростью Бога и "мудростью" мира (1 Послание Коринфянам 1-3; Колоссянам 2:22) и предостерегает других, чтобы они не были унесены в сторону мирскими аргументами, которые красиво звучат.

8. Учитель — это не доктринальный инноватор. Он, прежде всего, служитель Слова. Он принимает всерьез заповедь: "стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2Фессалоникийцам 2:15).

9. Учителю нужно быть практичным, помогать своим слушателям выносить значимые выводы о применении того, что Бог хочет от их жизней.

10. Учитель должен быть активно вовлечен в управление жизнью поместной церкви, работая вместе с другими местными лидерами, чтобы "оснащать святых".

 

Используя (1) общие Библейские принципы для лидерства, (2) специфические места Писания, касающиеся учителей и (3) практический опыт и здравый смысл, которые не противоречат Писанию, мы можем представить образ человека, которого нам следует признать учителем. Акцент, конечно, следует сделать на первых двух, не игнорируя и третьего.

Мы рекомендуем, чтобы поместные общины использовали эти критерии, чтобы распознать квалифицированных учителей. Процесс оценки учителей будет описан в следующем разделе этой статьи.

 

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЕЙ

 

Процесс оценки

 

Суть процесса оценки учителей состоит в том, чтобы оценить и исследовать соответствие человека роли учителя в свете критериев, представленных выше. Процесс оценки — это ответственность, прежде всего, поместной общины. Мы верим, что поучаствовать в каком-то виде оценки — это в интересах самих перспективных учителей, потому что они только выиграют от того, что получат возможности учить и услышат отзывы своих коллег. Команда учительского служения рекомендует, чтобы поместная церковь искала совет об этом процессе от других общин, в которых уже есть признанные учителя.

Как и с процессом назначения евангелиста или старейшины, вероятно, будет определенная гибкость и вариации от церкви к церкви, при сохранении общей похожести процесса, состоящего из выявления, подготовки, тренировки и признания человека в качестве учителя.

Мы предлагаем, чтобы в духе Деяния 13:1-3 поместная церковь сообщила о своем выборе учителей нашей семье церквей (подходящим способом).

 

Отчетность

 

Мы признаем, что иногда боль и конфликты могут возникнуть вследствие учения, по различным причинам. Есть как минимум 5возможных причин, по которым могут возникнуть подобные трения.

Вопрос может возникнуть по следующим причинам, в порядке возрастания напряженности:

 

1. Вследствие пророческой роли учителя, это правильно — Учитель действовал ответственно, учил верно и в соответствии со своими дарами, но "затронул нерв", исправляя ложные убеждения.

2. По незнанию, это вопрос чувствительности — Учитель имеет другую точку зрения (хотя, вероятно, легитимную), чем его аудитория. Обе точки зрения могут быть допустимыми, и обе стороны могут научиться из обмена идеями.

3. Из-за ошибки учителя, это вопрос неумелого суждения — Учитель учил верно, но был не мудр или неосторожен в том, как он преподносил учение. Правильный ответ, данный неправильным образом — это все равно неправильный ответ.

4. Из-за несдержанности, это вопрос характера — Учитель переступил пределы своего понимания и недостаточно зрел и опытен, чтобы правильно проследить контекст и все слои сложного вопроса.

5. Из-за тщеславия, это грех — Учитель из-за гордости учил неверному или верному взгляду на основе своих любимых теорий. Отдельные конфликты на этой почве — это здоровый знак, если они проходят управляемо, и дают возможность научиться. Более серьезные проблемы возникают, когда у учителя или общины есть "слепые пятна", или когда существуют культурные различия между учителем и его аудиторией.

 

Подтверждая комментарии, сделанные в начале статьи, Команда учительского служения признает нужду в отчетности для учителей. Мы серьезно настроены в связи с этим и разрабатываем основанную на Библии модель отчетности.

Работа с письменными сочинениями становится более сложной, потому что мы имеем дело с личными взглядами и персональными веб-сайтами. Например, учитель может открыто рекомендовать к прочтению книгу, которая содержит ошибки, если он делает это с целью приобрести понимание чьей-то позиции через критического мышление (например, Коран). С другой стороны, мудрый учитель сообщит об отказе от ответственности за содержание рекомендованной им книги и сделает ясными свои собственные позиции в данной теме, если ему приходится рекомендовать противоречивую книгу. Кроме того, он может привлечь советников, которые просмотрели бы его веб-сайты, статьи и другие формы презентации учения с целью минимизировать ненужные камни преткновения.

Никакому учителю не следует предлагать свою статью на тему, которая контрастирует с текущими доктринами и практиками нашей семьи церквей, не получив рецензии других учителей. Если учитель продвигает взгляд, отличный от наиболее популярного, он может пройти через процесс, подобный тому, который проходят ученые, исследователи и другие первооткрыватели. Ответственный подход к процессу рецензирования обычно включает в себя признанных коллег-экспертов, которые могут указать на проблемные места и проверить теории. Когда статья проходит серию рецензий до публикации, противоположные взгляды на вопрос могут быть приложены и рассматриваться одновременно. В этом процессе мы полагаемся на то, что заинтересованные лица в нашем сообществе (лидеры церквей, другие учителя, зрелые члены церкви) будут лучше подготовлены, чтобы иметь дело с подобными вопросами.

Конечно, такой процесс может быть применим к значимым темам, таким как: сотворение/эволюция, вдохновленность Писания, военная служба и пацифизм, роль женщины, брак и развод, признание крещения и др. Неосторожный документ на чувствительную тему может принести больше вреда, чем пользы, тогда как осторожно представленный документ, поддерживающий не общепринятую точку зрения, может с большей легкостью преодолеть сопротивление и стимулировать здоровый диалог по данному вопросу. Нет ничего плохого в старании писать так, и можно достичь прекрасных результатов посредством ответственных и продуманных письменных работ.

 

Заключение

 

В данной статье рассмотрены история, качества и процесс оценки учителей. Мы молимся о том, чтобы в будущем Бог вырастил больше мужчин и женщин, которые будут верно служить в качестве учителей в Его церкви. Пожалуйста, молитесь за ваших учителей.

Давайте молиться молитвой Павла — мы, старейшины, евангелисты и учителя.

 

Подготовлено Командой учительского служения

Перевод – Александр Пасечный, Ростов-на-Дону, апрель 2011 г.

Со скромностью предложено Командой учительского служения:

Стив Киннард, Председатель, Эд Энтон, Стив Браун, Артуро Элизаррарас, Фред Фоллер, Гордон Фергюсон, Гленн Джайлз, Джой Харрис, Даглас Джакоби, Том Джонс, Валдур Коха, Ролан Монье, Риз Нейланд, Стив Стейтен.

 

Источник: http://www.icocco-op.org/


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики



Проповеди