1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Профессиональное выгорание церковного служителя

Тем, кто не первый год служит в церкви должен быть понятен термин "профессиональное выгорание". Находясь долгое время в служении, в котором от тебя требуется полная отдача, рано или поздно каждый человек может начать чувствовать опустошение и непреодолимую усталость. Если не разобраться с этим состоянием и вовремя не распознать его признаки, не предприняв необходимых шагов, то можно и вовсе получить очень нежелательные плоды. Мы предлагаем вам работу нашего брата - Сергея Глушонкова, много лет находящегося в служении и имеющего большой опыт в этом вопросе.

 

1. Вступление

 

Статья протоиерея Павла Великанова "Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания (burnout)" (http://www.pravmir.ru/krizis-pastyrskogo-sluzheniya/) затрагивает очень важную, и  на мой взгляд, мало исследованную тему, такую как "профессиональное выгорание" или деформация личности служителя.  Для меня лично это тема достаточно близка, так как я сам являюсь профессиональным служителем в церкви в течении уже почти 19 лет и я сталкивался с подобной проблемой как в своей жизни, так и в жизнях тех людей, которых я лично знал и вместе с которыми я служил.
У меня есть опыт работы в различных  служениях: молодежное и студенческое, миссионерская работа, ведение церквей и в последнее время – пастырское служение.Лично я прожил такие ситуации, когда "вдруг" пастор,  проповедник, спустя много лет активного служения, терял интерес, уходил из служения и даже оставлял церковь и веру в Бога. Я знаю примеры (и это очень трогает меня до слез), когда эти люди менялись настолько, что их семьи распадались, они заводили любовниц, начинали пить и вести совершенно аморальный образ жизни, не желая ничего слышать о Боге. Это, конечно, заставило меня так же заняться личным исследованием данной проблемы, потому что я являюсь профессиональным служителем и значит, я так же нахожусь в группе риска и могу упасть (что мне не хотелось бы). И, второе, по долгу службы я занимаюсь тем, что "взращиваю" будущих служителей и, возлагая руки и посвящая в определенное служение, я беру в какой то степени большую ответственность за судьбу данного человека. Т.е., понимая, что все в руках Божьих, я стараюсь делать максимально то, что от меня зависит, так как права на ошибку у меня просто нет и цена этой ошибки может быть очень велика, в том числе спасение человека. Поэтому, я чувствую себя так, что я просто обязан поступать в вопросе посвящения других людей очень ответственно, мудро и взвешенно. Так же, видя первые признаки подобного выгорания, я так же обязан своевременно принять определенные меры, чтобы  помочь человеку увидеть и пройти подобные вызовы.

Еще раз, по моему мнению, данная статья касается в первую очередь профессиональных служителей (т.е. людей, для которых служение является их обязанностью и работой). Автор статьи  делает анализ профессиональной деформации личности, хотя в основном он описывает зарубежные исследования и опыт и данные статистики католической церкви.Что мне помогло понять, прочитав данную статью, что данный синдром является определенной закономерностью, а не "случайной" проблемой. Что любой человек, который вовлечен в профессиональную работу с людьми (учителя, психологи, менеджеры, пасторы), находится в группе риска и независимо, является эта работа (служение) религиозной или светской, есть общие законы и принципы развития данной "болезни". Автор данной статьи показал, что этот синдром является как процессом, так и результатом. Основываясь на исследованиях американского психиатра Фрейденберга, описывает 4 стадии развития этой проблемы (хотя сам Фрейденберг в своих статьях говорит о 12 стадиях развития)[1]. Далее, П.Великанов ссылается на исследования католического диакона Санкт-Петербурга Абеля, где указывает причины данного "выгорания": давление в служении, давление от руководителей и группы, привычка к "святыне" и невозможность уединения.В своей статье, автор делает предположение, что с похожей проблемой сталкивались и монахи и приводит в пример высказывания отцов церкви об унынии, опять-таки, предполагая, что это похожая проблема и пытается рассмотреть этот синдром с точки зрения христианской аскетики.

Что полезного было для меня в этой статье – это то, что она мне помогла назвать по имени данную проблему, что это проблема гораздо глубже, чем "просто" усталость и что даже "легкая" депрессия, может быть знаком более глубокой проблемы и даже болезни, протекающей в душе человека.. Но что мне не хватило, так это здесь все основывается на "зарубежном" опыте, фактах и статистике и нет примеров "наших" церквей (ни  православных, ни протестантских). Так же не показано, "что делать" в данной проблеме и как к этому относится. Некоторые выводы делаются из допущения и предположения что синдром "выгорания" и уныние это одно и тоже и практически ничего не сказано, что Писание говорит о данной проблеме, хотя сказано, что данный процесс он "выжигает идолов в душе человека" и тем самым помогает человеку увидеть в чем он может измениться и обрести "новую", более зрелую веру. Далее я постараюсь поделиться личным опытом и взглядом на данную проблему.

 

2. Причины и пути решения проблемы "выгорания "

 

Говоря о проблеме выгорания, я хотел бы говорить не только о том, что человек теряет вдохновение и мотивацию в служении, но он может потерять гораздо большее – это себя, как личность, веру и собственное спасение.Потому, Павел, когда писал о своих амбициях в своем служении (а никто не поспорит, что Павел был очень амбициозным человеком), он сказал, что больше всего, за кого он борется, это за самого себя и за собственное спасение[2]. Это был его приоритет.В других посланиях, Павел с болью делится о тех, кто когда то был с ним, был верный Богу, но позже, оставили свое призвание и даже Христа[3]. Это должно напоминать нам, что сталкиваясь с такой проблемой, как "выгорание", мы не просто можем потерять видение, вдохновение, но даже веру и спасение. Прежде всего это должны быть убеждения и понимание, что это борьба за самого себя, личные отношения с Богом и собственное спасение[4].

Но в процессе "выгорания" есть и позитивная вещь и здесь я полностью согласен с автором статьи, что через этот процесс Бог выжигает идолов души, все неправильные вещи которые есть внутри моего сердца.

Исходя из моего личного опыта и наблюдений, это вполне закономерный процесс, через который проходит каждый служитель и это нормально. Без данного личного опыта, просто невозможен ни духовный, ни личностный, ни профессиональный рост человека. Похожие, описываемые процессы, можно так же наблюдать (по моему мнению) в браке. Потому что с одной стороны мы имеем обязательство контракта (мы "должны", "обязаны", перед законом, Богом, друг другом), а с другой стороны люди по-прежнему свободны в своем выборе любить (т.е. я хочу по прежнему поступать, не только потому что "должен", но и "хочу" быть со своей женой и по-прежнему люблю её и выбираю именно её из всех женщин).  И мы видим, что одни "выгорают", другие люди напротив, постоянно обновляют свои отношения в браке и растут в них, наслаждаясь плодами своей любви. Здесь я хотел бы поделиться по порядку о причинах выгорания и следовательно о путях решения этой проблемы.

 

Человеческая сила или Божья благодать

 

Человеческая сила и энергия конечна, сила и энергия Бога – бесконечна. На своем языке я называю это так: "батарейки любого человека рано или поздно заканчиваются". Первоначальный импульс, порыв, который привел человека в служение, он рано или поздно заканчивается. И тогда человек сталкивается с разочарованием. Прежде всего в самом себе. И это не "просто" проблема усталости, где достаточно отдохнуть, а гораздо глубже, касающаяся внутренних побуждающих мотивов человека.

Через похожий кризис "выгорания" проходили так же люди Библии. Например, Моисей[5]. Когда к нему пришло осознание кто он такой, он с ревностью неофита принялся помогать своему народу (можно сказать, добровольно подвязался на служение спасения), но наткнулся на непонимание и как следствие разочарование. Он думал, что поймут братья его, что Бог через него дает им спасение. Но они его не поняли[6]. Огонь его души, чуть было вспыхнувший, сразу же затух и когда Моисей, спустя 40 лет встретился с Богом при "Неопалимой Купине", он боролся с тем, что Бог призывает его в служение для спасения собственного народа. Читая эту историю, мы можем так же чувствовать себя порой, что вступая в служение, вначале есть большое и сильное желание что-то менять. Но порой, сталкиваясь с непониманием людей (особенно в больших и взрослых общинах), огонь такого служителя может быстро угаснуть. Но Бог – это "пламень всепожирающий", и эта история учит, что человеческий идеализм, энергия может исчезнуть. Но у Бога по прежнему есть видение, план и самое главное – сила, используя порой любого человека, даже разочарованного в самом себе, использовать именно его, для осуществления Своих целей.

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Энергия людей конечна, но сила и энергия Бога – бесконечна.  Человеческие "батарейки" рано или поздно заканчиваются, но Бог дает человеку "солнечные", "вечные батарейки". Так же кризис разочарования испытал и Илия. Интересно, что после того, как он победил в соревновании на горе Кармил, под названием "Кто есть истинный Бог", низвел огонь с небес и зажег жертвенник, убил 850 лжепророков Ваала и Астарты, молитвой остановил дождь на 3,5 года и потом по молитве опять позволил дождю идти (в Новом Завете говорится о том, что он был такой же человек как и мы![7]), пробежал впереди колесницы Ахава до Изрееля,  и после… Он испугался Иезавели, бежал от женщины в пустыню и там просил себе смерти. Илия чувствовал себя явно разочарованным – после столько лет служения он видел чудеса от Бога, но не видел изменений в людях. Ему казалось, что все напрасно, что его служение бессмысленно. Но Бог подкрепил Илию и встретившись с ним на горе Божьей Хорива (той самой, где и Моисей увидел куст и услышал имя Яхве!), преподает пророку урок о том, какой Он, Бог. Что Бог не в ветре, землетрясении и огне, но в веянии тихого ветра. Очевидно, Илия неправильно оценивал себя и ситуации, потому что он не понимал действий Бога. Что в свою очередь обнажило истинный корень разочарования Илии – непонимание Самого Бога. Интересно как Бог действует в этом случае с разочарованием Илии – Он дает ему возможность отдохнуть (выспаться, поесть), говорит, какой Он, Бог, дает ему понимание реальности (есть 7000 человек, которые не преклонили колени перед Ваалом!), дает видение и план на будущее (помазание царя, приемника-пророка). Таким образом, если такие великие люди испытывали разочарования, то что же касается нас, "простых смертных!" Я лично время от времени сталкиваюсь с подобными искушениями, особенно когда я читаю и слышу про "driven churches "[8] и не вижу плодов и изменений в своем служении.
Потому Павел, когда писал Тимофею, он повелевает ему, укрепляться, быть сильным… благодатью!

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом.(2-е Тимофею 2:1)

Я думаю, что это очень важный момент, который многие служители пропускают. Люди фокусируются на росте в вере, на целях, но упускают благодать. Потому что если я слаб в благодати, то я буду слаб во всем. У меня не будет сил ни служить, ни любить, ни жертвовать. Это так важно, чтобы человек который служит прежде всего был вдохновлен Богом, какой Он, а не какой я и какие плоды моего служения. Чтобы мотив служить был из-за любви Бога лично к нему. Это важно не только "знать", но и  осознавать и даже чувствовать. Иначе горечь неудач и различные испытания просто отравят мою душу и заберут все желание и вдохновение[9]. В Новом Завете мы можем найти много отрывков о благодати (146). Они учат нас, что Евангелие – это послание благодати[10], мы спасены благодатью, а не делами[11]. Через Иисуса Христа мы имеем доступ к благодати и мы живем ею (стоим в ней)[12], она меняет наши жизни и учит жить праведно[13], она укрепляет нас в наших немощах[14], она питает наши сердца[15] и она дает нам силы для активной и плодотворной жизни угодной Богу[16]. Тема благодати, это отдельная тема для разговора и наверное невозможно показать её важность и необходимость в данной небольшой статье. Одни из лучших книг, написанных на данную тему, это книги "Благодать преображающая "[17] и “Strong in the Grace”[18]. Благодать – это то, что я должен открывать вновь и вновь в течении всей своей жизни. Кто-то однажды сказал, что "насколько я понимаю Бога, показывает насколько я понимаю Его благодать". Я полностью согласен с этим и убеждаюсь все больше и больше в своей жизни.

 

Усталость души или покой в Боге

 

Следующая проблема, похожая на предыдущую и близкая по сути, когда личные ресурсы человека заканчиваются и он испытывает эмоциональное и даже физическое истощение – это усталость. При служении, часто люди пренебрегают отдыхом, сном, нормальным и регулярным питанием. И это неправильно, мы должны заботится о своем теле, это повеление Господа[19]. Если я буду разрушать тело, храм Божий, то как же я смогу быть эффективным в служении.Но есть еще одна усталость, это усталость души. Если усталость физическая она очевидна, то усталость души менее очевидна и ей больше пренебрегают.Есть много книг написанных на этот счет[20], я же хотел упомянуть несколько моментов.

Важно иметь регулярное личное время с Богом, для молитвы, изучения Библии и размышления. Мы в нашей общине называем его "тихим временем "[21]. Основываясь на том, что Иисус регулярно молился и уединялся с Богом, нам так же важно делать то же самое[22]. Без физического хлеба тело человека будет истощено. И если он не будет есть, то умрет. Так же и с Духовным Хлебом, Словом Бога. Без того, что человек читает Библию, он будет страдать, духовно будет истощен и в результате духовно умрет. Важно читать Писание регулярно, если не сказать больше - каждый день[23]. Эта простая "привычка", проводить личное время с Богом с самого начала дня, помогает мне организовывать мою духовную жизнь уже на протяжении почти 20 лет. Хотелось бы, чтобы здесь было понято правильно. Это не закон и не новая доктрина по спасению читать Библию и молиться каждый день. Скорее всего, это наша потребность в Боге, в регулярном и постоянном времени с Ним[24].
Так же Иисус в одном месте прямо сказал, что если мы хотим найти отдых для нашей души, нам важно прийти к Нему:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Евангелие от Матфея 11:28-30)

Что я заметил, так часто мы относим этот отрывок к неверующим, к тем, кто "еще не пришел к Иисусу", но не думаем, что эти слова Христа обращены и к нам, Его ученикам. Для меня этот отрывок был откровением, после того, как я побывав в отпуске, вернулся из него полностью уставшим и мне опять захотелось в отпуск. Это был парадокс. Я специально уходил в отпуск, чтобы отдохнуть, но как результат, я стал еще более уставшим, чем до него! Все дело в том, что я искал отдыха не в том. Я думал, что если я побольше посплю, хорошо поем, и полежу на солнышке, то я полностью восстановлюсь. Но отдохнув телом, моя душа не получила отдых. Там же в моей душе по-прежнему были тревоги, суета и давление от груза проблем и чем ближе был конец отпуска, тем яснее я осознавал, что мне нужно все это "срочно разгребать". Проблема в том, что мы приходим за отдыхом куда угодно (к развлечениям, телевизору, поездке на дачу, общению с друзьями, еде и даже алкоголю), но не к Иисусу! Здесь Иисус употребляет 3 глагола-действия, что важно нам продолжать делать. Первый - приходить (к Нему), брать (Его бремя), учиться (у Него). Мы приходим к Иисусу по разным причинам: для спасения, для совета, для прощения грехов, для того, чтобы взять руководство. Но здесь Иисус обращается к  нам, чтобы мы  приходили к Нему для того, чтобы получить покой. Он обещает, что успокоит нас, всех "труждающихся и обременненых". Теперь, уезжая в отпуск, я планирую прежде отдых с Богом, чтобы восстановить душевные и духовные силы, чтобы взять силу и вдохновление от Бога. Еще один из замечательных отрывков, где Бог обещает, что Он будет восполнять наши силы и что мы должны черпать силы именно от Него:

Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся. (Исаия 40:28-31[25])

Неправильные приоритеты или Божьи ценности

 

Читайте также:  Христианская конференция старейшин в Далласе 2019

Это другая, на мой взгляд менее очевидная, но более глубокая причина "выгорания". Чтобы понять ее, нужно обратиться к притче, рассказанной Иисусом про двух строителей, построивших дома на разных основаниях[26] Мы порой думаем, что эта притча показывает разницу между христианами, теми кто строит на Иисусе Христе и неверующими, кто строит на песке. Но это неверно. Эта притча была рассказана ученикам и Иисус показал разницу между теми, кто "только" слушает и кто слышит и применяет услышанное на практике.В этой притче Иисус говорит, что жизнь человека состоит из видимой стороны (надстройки) и невидимой (фундамент). К видимой части нашей жизни относятся, все что видимо людям: наши дела, служение, проповеди… Все что так вдохновляет людей вокруг и что вдохновляет нас самих.

Жизнь служителя, это жизнь публичного человека, жизнь на виду других людей и мы хотим, чтобы наша жизнь производила впечатление на других. Люди, глядя на такого человека, могут сказать: "Смотри, какой духовный человек!", "он так любит Бога, людей, свое служение!". Возможно, они будут правы. Но в этом есть и опасность. Видимая сторона нашей жизни, не самая важная часть ее. Это только надстройка. Что важнее всего, это невидимая сторона, о которой предупреждал Иисус в предыдущей главе евангелия от Матфея[27]. К этой невидимой, "тайной" стороне нашей жизни, относятся: наше сердце, наши мотивы, наши мысли, наши молитвы, наши личные отношения с Богом. Это и есть подлинная наша духовность, когда никто нас не видит и мы остаемся наедине с самими собой и Богом. Это и есть мой фундамент. И вот тут происходит подмена приоритетов и ценностей.

Для служителей может быть настоящим искушением видимая часть жизни – служение. И более того, это может стать основанием. То есть, все наоборот. Служение, мое "minisrty" становятся основанием, смыслом жизни, а молитва, Бог – надстройкой, только видимой частью жизни, инструментами для осуществления целей в жизни служителя. А потому, когда приходят испытания, данное сооружение (жизнь) не выдерживает проверки. Происходит крах, падение. В результате, уходя из служения (теряя основание), человек порой теряет смысл жизни, теряет веру и оставляет Бога. Здесь очень важно спросить самого себя – что является для меня настоящим основанием? Что является главной ценностью моей жизни? Есть ли у меня желание и цель прежде всего быть духовным человеком? Является ли духовность выше моего служения? Служение – это только надстройка! Сегодня я могу быть в служении, исполнять определенную роль, но в будущем я могу её не иметь (я верю, что Бог тогда покажет что-то другое). Даже служение Богу может стать идолом и неправильным приоритетом, неверной ценностью. Моя духовность, мои личные отношения с Богом – это главное мое сокровище, которое останется всегда со мной, чтобы не произошло. Подмена приоритетов и ценностей в двух самых важных вещах – надстройка или фундамент, духовность или служение, находит так же отражение таких областях, как семья, брак, личные отношения с людьми. Это может уйти на второй план, даже на третий после служения, что само по себе неправильно. И это тогда очевидно, что служение превратилось в своего рода зависимость, идола, что является просто грехом и подобные "жертвы" Богу просто не нужны.

 

Недостаточность личной терапии или личное ученичество

 

Последний и  очень важный момент, который я хотел бы затронуть – это личная духовная терапия или убеждения о гигиене личного духовного здоровья. Опять, если брать пример Павла, как служителя, он не был в иллюзиях о самом себе. Он понимал, что он может быть даже успешен в служении для других, спасти многих, но самого себя потерять, поэтому Павел говорил об упорной личной духовной тренировке.[28]Искушения любого служителя, это учить и тренировать других, что это "им нужно" и перестать нуждаться в учении для себя. Если это так, то это начало падения.В Новом Завете есть 56 отрывков,  касающихся отношений "друг друга".

Для духовных руководителей, из-за специфики служения, свойственно делать акцент на отношения,  построенные по принципу "сверху вниз", "наставник – ученик". Но по словам Иисуса, мы в первую очередь братья и сестры[29] независимо от статуса в служении[30]. Мне, как и самому "обычному" человеку, необходимо общение, где я мог бы открыто поделиться обо всем, о своих переживаниях, борьбе, искушениях, разочарованиях, слабостях и грехах. Мне важно не только, чтобы меня выслушали, но и могли честно сказать правду в любви[31], даже если она не очень приятна. Мне по прежнему нужно наставление в моем ученичестве, браке, воспитании ребенка и др. Как то, в самом начале своей христианской жизни я слышал такое пример, что если у меня будет только 1 близкий духовный друг, то мои шансы остаться верным только 10%. Если 2, то 20%. Если 3 – 30% и т.д. Если у меня 10 духовных друзей, то мои шансы близки к 100%. Конечно, это только образно. Но доля истины в этом есть – мне важно иметь близкие духовные отношения, где я открыт обо всем и со мной так же честны и открыты и чем больше таких отношений, тем лучше.

А потому, Церковь мне нужна прежде всего не для того, чтобы я мог в ней работать, не для служения, а для спасения, чтобы дойти до Небес. Без Церкви, без тех отношений, которые мне она дает и влияния, я быстро бы потерял свою духовность. Церковь это прежде всего моя духовная семья, мой духовный дом. Конечно, во многом все зависит от той среды, духовного здоровья конкретной общины, практикуется ли ученичество на уровне "обычных" членов церкви. Потому что если этого нет, то сложно будет соблюдать вышеупомянутые принципы в одиночку, без достаточной поддержки. Но есть хороший момент в том, что если мы, как руководители общины это понимаем, нам гораздо проще изменить ситуацию – достаточно начать практиковать ученичество, начиная с себя. Я очень благодарен Богу, что в моей жизни были и есть люди, которые повлияли невероятно на мою жизнь и любят меня достаточно, чтобы говорить мне правду и помогают в моем духовном странствовании. Не всегда это легко принимать такое влияние на себя, но я научился (и учусь по прежнему) это ценить. Особенно я благодарен за свою жену, благодаря ей многое во мне изменилось. Её пример веры, любви к Богу вдохновляет меня и во многом вызывает, никогда не идти на компромисс, чтобы "просто" верить, а всегда гореть в Духе и ревностно служить Богу и людям.

 

3. Заключение. "Выгорание", как кризис – опасность или возможность?

 

В китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов – "опасность" и "возможность".  И это не случайно. Китайцы подметили, что в любом  кризисе, в любой проблеме, есть две стороны – как опасность, так и возможность. В эффекте "выгорания", есть так же опасность, что этот процесс закончится полным опустошением души, деформацией личности человека, его отпадением от служения и скорее всего от церкви и веры. Но есть другая сторона – это возможность для роста и обретение новой веры. Взросление, рост неизбежно связан с разочарованием, чтобы обрести новую реальность, открыть для себя важную истину. Если это было бы не так, мы все по-прежнему верили бы в Деда Мороза. Но слава Богу, это не так и я нисколько не жалею, что я не верю в  виртуального "доброго волшебника", а могу верить в реально Существующего Любящего Бога! Но процесс роста и связанного с ним разочарования проходит мучительно, с болью. Я словно умираю и мне сложно оставить прежние вещи, чтобы обрести новые. Но это христианская истина. Если я не расту, то я умираю, деградирую. И я убежден, что проблема связанная с "выгоранием", это неизбежность, а возможность. Т.е. я в любом случае буду проходить подобный процесс. Но это не значит, что я должен выгореть. Я выбираю не выгореть, а измениться.
Если думать о "выгорании", то похожие вещи мы можем встретить в письме Павла во Втором послании к Коринфянам, где он описывает свою борьбу как внутри себя, так и снаружи, в служении и различных обстоятельствах:

Братья, я хочу, чтобы вы знали о том, что мы пережили в Aсии. Там было настолько трудно, что мы потеряли надежду остаться в живых. Казалось, что мы уже получили смертный приговор, но так было для того, чтобы мы научились полагаться не на себя, а на Бога, который воскрешает мертвых.(2-е Коринфянам 1:8,9, пер. "Слово Жизни")

Верил ли Павел в Бога, воскрешающего из мертвых, до этой ситуации? Абсолютно! Но именно те обстоятельства, через которые он прошел, дали ему возможность обрести веру в новом качестве. Все мы читаем одну и ту же Библию. Но зачастую наша вера она теоретична. Только проходя определенную борьбу, в том числе обсуждаемую нами, я имею возможность обрести новую веру, не теоретичную, а практическую, личную. В 3 главе Павел говорит о служении Духа,  указывает на Источник наших преобразований – когда мы смотрим именно на Бога (а не на людей, обстоятельства и т.д.), Дух Святой меняет нас[32] и буквально следующий стих, Павел заканчивает мысль:

Это служение дано нам Божьей милостью, и мы не разочаровываемся в нем.(2-е Коринфянам 4:1,  пер. "Слово Жизни")

Т.е., проблема не в служении (если это действительно служение Духа), а проблема может быть в непонимании Бога и Его милости. Время от времени я общаюсь с теми, кто был когда то активно в служении и в данный момент "отошел" от дел и некоторые из них оставили веру и живут жизнью язычников, так, как будто и никогда не верили в Бога. После долгих разговоров, наполненных обидами, горечью, разочарованием, я вижу, что часто проблема в личном богословии, совершенном непонимании Евангелия, милости Бога, Его любви и характера Бога. Однажды, после нескольких минут "такого общения", я не выдержал и буквально вскрикнул: "Я не понимаю, в какого же ты бога уверовал?!" Бог у этого человека выходил маленьким, слабым, без памяти, с низкой душонкой и твердым и черным крошечным сердцем! Все что я пытаюсь делать, это показать истинного Бога, насколько Он удивителен, прекрасен. Я говорю о том, что вера в ТАКОГО Бога и служение Ему не может разочаровать нас! Как я стараюсь помочь таким людям, я указываю на Бога и показываю истинный источник разочарований – это заблуждения о Боге (во многих случаях близкое к ересям).
В этом же послании, в продолжении (нет возможности говорить о всем этом послании), Павел делится еще одним важным уроком, который он выучил, проходя еще через личную борьбу. Это урок о благодати:

И чтобы я не зазнавался тем, что получил такие великие откровения, Бог дал мне жало в тело, ангела сатаны, чтобы мучить меня. Я три раза умолял Господа избавить меня от этого, но Он отвечал мне: "Достаточно для тебя Моей благодати…" (2-е Коринфянам 12:7-9, пер. "Слово Жизни")

Стоп! Не был ли Павел Апостолом Веры? Не проповедовал ли Он о Благодати и что только одной благодати нам достаточно (не "благодать+закон!")? Но здесь Павел делится своим личным уроком, который дался ему так тяжело, через страдания и боль – это личный урок о благодати. Невозможно чему-то научиться не страдая. Страдания, боль, борьба – это часть жизни и часть роста. Даже сейчас, когда я пишу, я понимаю, что мне не очень хотелось бы страдать и столкнуться с различными испытаниями. Но с другой стороны я так же понимаю, что это неизбежно. Я не знаю, как и какого вида это будут страдания и какой силы (может быть это "только" внутренняя борьба, например, разочарования или "выгорание"), но они будут точно и что я могу изменить – это свое отношение к этому, понимать, что это для меня благословение[33].

Читайте также:  Разногласия в церкви: причины и решение

Если бы не было кризиса веры у Мартина Лютера, возможно не было бы тех революционных преобразований, которые дал миру этот человек и мы бы ничего не знали бы о Лютере.
В моей жизни происходят время от времени кризисы и это "знак" для меня, что я вырос из своей старой одежды, своего представления о Боге. И это достаточно мучительный процесс, но с другой стороны вдохновляющих. Можно пересмотреть свое мировоззрение, принципы и обрести новую, вернее обновленную веру. Один из таких кризисов привел меня к личному откровению Евангелия. Изучая несколько месяцев книгу Римлянам, я был поражен, насколько я не понимал благодати и жил в рабстве закона, пытался оправдываться законом дел! Это освободило меня и по прежнему это одна из самых любимых моих книг в Новом Завете и регулярно я обращаюсь к ней, чтобы еще раз обновить мою веру.
Поэтому я здесь полностью согласен с автором статьи, П. Великановым, что процесс "выгорания" помогает освободить нашу от идолов и очищает ее. Потому, в данном случае, при правильном отношении, кризис в пасторском служении несет изменения и рост в жизни человека как служителя, так и христианина.

Автор: Сергей Глушонков, 2012 год.

 

Литература:

 

1. П. Великанов, "Кризис пасторского служителя "

2. Ulrich Kraft, "Burned Out", Scientific American Mind, June/July 2006 p. 28-33

3. Rick Warren, “The purpose driven church”.

4. Сэм Лейнг, "Успокойся душа, моя!". Издательство "Ученик", 1999 г.

5. Гордон Фергюсон, "Ученичество", изд. "Ученик", 1999 г.

6. Д.Бриджес "Благодать преображающая", издательство "Триада", 2012 г.

7. Thomas A. Jones, “Strong in the Grace”. @2004 by Discipleship Publications International

 


 

[1] Ulrich Kraft, "Burned Out", Scientific American Mind, June/July 2006 p. 28-33

[2] 1-е Коринфянам 9:27

[3] 2-Тимофею 4:10, Филипп. 3:18, 1-Тим 1:19

[4] Лука 9:25

[5] Исход 2, 3 главы

[6] Именно эта мысль, отличная от того, что изложено в Книге Исход 2 главе, содержалась в проповеди Стефана, Деяния 7:25. Скорее всего, Стефан воспользовался еврейской устной традицией. Так же Стефан сказал, что бежал не из-за страха перед Фараоном, а от слов, которые ему сказали его же братья "кто тебя поставил над нами?", Деяния 7:29.

[7] Иакова 5:17

[8] Rick Warren “The purpose driven church”.

[9] На подобную тему я написал в своем блоге, в заметке "Магия Креста".http://glushonkovbible.blogspot.com/2011/08/blog-post_28.html

[10] Деяния 20:24

[11] Деяния 15:11, Римлянам 3:24, Ефесянам 2:8, Титу 3:7

[12] Иоанна 1:16, Римлянам 5:2

[13] Титу 2:11

[14] Евреям 4:16

[15] Евреям 13:9

[16] 1-е Коринфянам 15:10

[17] Д.Бриджес, "Благодать преображающая", издательство "Триада", 2012 г.

[18] Thomas A. Jones, “Strong in the Grace”. @2004 by Discipleship Publications International

[19] 1-е Коринфянам 6:19-20

[20] Сэм Лейнг, "Успокойся душа, моя!". Издательство "Ученик", 1999 г.

[21] Появилось это название от английского выражения “quiet time", используемое для описания личного времени с Богом.

[22] Марка 1:35, Лука 5:16 и др.

[23] 1 Петра 2:1, Матфея 4:4, Иоанна 6:49-51

[24] Псаломопевец в 1-ом Псалме вообще говорит о том, что праведник размышляет над Законом Бога день и ночь (1:2), а Павел пишет, что нужно молиться не переставая! (1-Фессалоникийцам 5:17).

[25] Все отрывки, если они не оговорены особо, взяты из Библии Русского синодального перевода.

[26] Матфея 7:24-27 и Лука 6:47-49

[27] Матфея 6 глава, предупреждение о том, чтобы мы не поступали и не действовали напоказ.

[28] 1 Коринфянам 9:27

[29] Ев. От Матфея 23:8-10

[30] Более подробно данный вопрос рассмотрен в замечательной книге Гордона Фергусона "Ученичество", изд. "Ученик", 1999 г.

[31] Ефесянам 4:15. В других переводах, отличных от синодального перевода, сказано "говоря истину в любви… "

[32] 2-е Коринфянам 3:17,18

[33] Послание Иакова 1:2

 

 

Источник: http://glushonkovbible.blogspot.ru/


Христианские тесты онлайн



Статьи и новости раздела:




Видео и ролики



Проповеди